Доклад на собрании московской общественности и представителей молодежных и студенческих организаций «Золотые ритмы Москвы. Москва – Вековечная столица России»

  

Ведущий Собрания

Светик Федор Федорович — Председатель правления международного гуманитарного общественного Фонда «Знание», профессор.

 

Вступительное слово

 

Дорогие друзья, коллеги, товарищи!

 

            У нас сегодня встреча необычная, в дружеском формате и по близкой всем теме. Но она обещает быть очень содержательной и интересной. А кроме того, я думаю, полезной и поучительной. Потому, что тема данного Собрания посвящена нашей любимой столице и ее истории.

            Москва — столица великого государства, великой истории, великой страны Российской Федерации.

            Это не само собой появилось в ее жизни.

            Этому ее званию сегодня в XXI веке предшествовала очень не простая история.

            Вот об этом и расскажет нам сегодня очень интересный человек, патриот Москвы-столицы нашего Отечества.

            Я думаю, что почти все Вы его знаете. Многие знают его как многолетнего бывшего заместителя Префекта ЦАО г.Москвы, а многие в прежние годы не раз и не два с большим удовольствием, я это знаю по отзывам, уже участвовали в работе подобных Собраний.

            Это — Игорь Иванович Артанов!

            Вокруг него собралась и безвозмездно трудится целая группа увлеченных единомышленников ученых и специалистов в различных областях знаний, которые уже более 20 лет ведут очень интересные и глубокие исследования во многих областях человеческой деятельности. Они очень наблюдательные и внимательные ко всем событиям, которые происходили и происходят в нашей столице. И нестандартные и фундаментальные выводы их бывают порою неожиданными, которые не все сразу воспринимают и понимают. Но постепенно их слушатели и читали в подавляющем своем большинстве приходят к тому что — да, эти исследователи в своих утверждениях во многом верны и правы.

            Сегодня мы проводим уже восьмую ежегодную, начиная с 2007 года, подобную встречу. И встречаемся мы в одном из красивейших старинных столичных особняков — это Центральный Дом ученых Российской академии наук. Тут трудится замечательный коллектив сотрудников и вы видите, с какой любовью и вниманием они содержат тот Дом.

            Я не буду больше отнимать время у Игоря Ивановича, вдохновителя, инициатора и организатора данных собраний московской общественности, с неизменным приглашением большого количества представителей молодежных и студенческих организаций, в т.ч. и школьников он подготовил и выступит с серьезным научным докладом по обозначенной в пригласительных билетах, которые кстати говоря, сами по себе являются художественным и дизайнерским произведением, теме. И вы убедитесь, что доклад действительно глубокий, а выводы и предложения очень сейчас актуальны.

            Игорь Иванович, пожалуйста!

3 октября 2013г.

ЦДУ РАН

И.И.Артанов

Председатель правления региональной

общественной Организации ревнителей

московского исторического наследия и памяти

«Москва – вековечная столица государства»

 

            Уважаемые товарищи! Дорогие друзья! Приветствую всех Вас, присутствующих в этом замечательном зале знаменитого на весь мир Центрального Дома ученых Российской Академии наук и поздравляю с праздником нашего любимого и самого замечательного на Земле города, с праздником, который уже много лет в начале сентября отмечают все москвичи и гости столицы. А именно – с 866-й годовщиной образования города Москвы, праздником, который был широко отмечен в начале сентября, но все же не так шикарно, как в прошлом году на Красной площади столицы России.

            Однако мы с Вами, начиная с 2006г., уже в восьмой раз, собрались в этом зале по поводу празднования совершенно другой даты и других исторических событий, связанных с Москвой.

            Отмечая год за годом дату рождения города Москвы (1147г.), вряд ли кто из жителей не только столицы, но и всей России задумывался над тем, о каком, собственно, празднике идет речь. То ли о городе «Москва», то ли о столице Москве, поскольку оба эти понятия по отношению к Москве – и город и столица стали синонимами.

            Город с места не сдвинешь. День рождения города из истории не выкинешь. Во все времена этот день Москва отмечала, как положено по летописи, в начале апреля. В советские же времена по очевидным идеологическим соображениям, дабы радость по случаю празднования Дня рождения города не перерастала во всенародное запрещаемое тогда празднование пасхальных дней, власть перенесла его на начало осени.

            Поскольку Москва не просто город, а город особенный, столица, то и день рождения ее, а тем более юбилей, в сознании российского народа отмечается как юбилей стольного города. Между тем, основание города и становление города, как столицы – события различного плана.

            Москва, выросшая из укрепленного военного пункта на Боровицком холме, в течение более чем столетнего периода была крошечным захолустным городком в сравнении с такими значительными городами средневековой Руси, как Чернигов, Полоцк, Переяславль Южный и Переяславль Залесский, Владимир, Смоленск, Суздаль, Новгород, Псков и др. И только в XV веке Москва рождается уже как столица русского государства. Удивительно, что это событие, имеющее чрезвычайно важное историческое, экономическое и политическое значение для судеб русского народа и других народов России, никаким образом не отмечено. Мало того, у историков не только нет вразумительного ответа на вопрос: когда же все-таки и почему именно Москва стала столицей нашего Отечества(?!), да и вопросом таким, по-видимому, никто не задавался.

Между тем, столицей Российского государства Москва стала спустя, без малого, три века с момента образования самого города.

Тысячелетний исторический опыт существования немногих столичных городов мира, в том числе и Москвы, свидетельствует о наличии трех системообразующих факторов, совместное действие которых приводит к образованию истинной столицы государства.

Первый фактор – пространственно-временной; фактор, определяющий месторасположение и время образования столичного города. Этот фактор, в случае последующего полноценного формирования столичного города, указывает на особые уникальные условия географического месторасположения будущей столицы и особую временную дату ее образования, согласующуюся с естественными ритмами живой природы.

Кроме того, случившийся исключительно благоприятный для Москвы пространственно-временной фактор, определяет этот город как энергетический центр страны.

Второй фактор – религиозный; фактор, определяющий духовную жизнь народа и сосредоточение в этом едином пространственно-временном центре духовной, нравственной власти народа в лице высшего руководителя этой власти. В России это – Митрополит, а потом Патриарх.

Третий фактор – государственный; фактор, определяющий политическую жизнь народа и сосредоточение в этом же едином пространственно-временном центре, вместе с духовной, верховной административно-политической власти государства в лице руководителя государства (будь то Великий князь, Царь, Генеральный секретарь ЦК КПСС или Президент).

«Столица» государства, в глубинном значении данного понятия, может состояться лишь в том случае, когда эти факторы проявляются совместно в данном географическом месте и в определенное историческое время. Если это условие не реализуется, то город как столица сформироваться не может. Нынешние «столицы» почти всех стран мира являются по существу, всего лишь главными городами, то есть административно-политическими центрами этих государств; в них сосредоточена только административно-политическая власть того или иного народа, тогда как духовная власть сконцентрирована или в ином городе данного государства, или даже за его пределами. Да и образовались и стоят они «не здорово» ни по времени, ни по месту.

            Так, например, не смог стать истинной столицей России город Санкт-Петербург. Потому как два фактора – религиозный и государственный – были разобщены. Все российские монархи, в том числе и Петр I, основатель Санкт-Петербурга, проходили обряд восшествия на престол в Москве, причем с благословления руководителя РПЦ. Именно в Москве со времени митрополита Всея Руси свт. Петра и Великого князя Ивана I Даниловича (Калиты) сосредоточилась и по сей день сосредотачивается духовная жизнь русского народа, его высшая нравственная власть в лице Патриарха Русской Православной Церкви. Знаменателен и другой исторический факт: в последней четверти XVIII века, когда «столицей» давно уже вроде как значился город Санкт-Петербург, на территории Московского Кремля по проекту Михаила Федоровича Казакова «возводится здание Сената, как утверждение преемственности и традиционности государственной власти».

            А в XIX веке, лет через 70-80 после возведения Сената, Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» отмечает: «В народе нашем есть предсказание, что престольная столица будет снова перенесена в Москву». Предсказание народа, его политическое чутье, вырабатываемое веками по естественному пониманию природы вещей, обозначает, что Москва никогда не отпускала и не отпустит от себя верховные государственные функции. К тому же, вне всякого сомнения, и географическая широта размещения Санкт-Петербурга, как и время основания города не соответствовали его, вроде бы, столичному назначению.

В связи с этим небезынтересно замечание Гете – выдающегося немецкого мыслителя, сделанное им по поводу выбора месторасположения новой российской «столицы». Вот выдержка из дневниковых записей его секретаря:

«Воскресенье. 12 апреля 1829 года.

… Гете рассказал мне о труде Сегюра, посвященному Петру Великому. Этот труд его заинтересовал и многое ему разъяснил.

- Местоположение Петербурга, - сказал он, - непростительная ошибка, тем паче, что рядом имеется небольшая возвышенность, так что император мог бы уберечь город от любых наводнений, если бы построил его немного выше, а в низине оставил бы только гавань. Один старый моряк предостерегал его, наперед ему говорил, что население через каждые семьдесят лет будет гибнуть в разлившихся водах реки. Росло там и старое дерево, на котором оставляла явственные отметины высокая вода.

Но все тщетно, император стоял на своем, а дерево повелел срубить, дабы оно не свидетельствовало против него. Согласитесь, что в подобных поступках личности столь грандиозной есть нечто непонятное. И знаете, чем я это объясняю? Ни одному человеку не дано отделаться от впечатлений юности, и, увы, даже дурное из того, что стало ему привычным в эти счастливые годы, остается до такой степени любезным его сердцу, что, ослепленный воспоминаниями, он не видит темных сторон прошлого. Так и Петр Великий, желая повторить любимый Амстердам своей юности, построил столицу в устье Невы».

            А ведь до сих пор не найдено ни одного исторического документа, подтверждающего основание Санкт-Петербурга как именно столичного города. Великому российскому государственному деятелю приписывают деяния, которые он не совершал и даже не мыслил совершать. Резиденция верховной административной и государственной власти, а в данном случае резиденция императора – это еще не столица государства «Россия».

Только сочетание и совместное проявление трех указанных факторов рождает столицу. Это условие необходимое, но недостаточное, если иметь в виду дальнейшую жизнь и судьбу столичного города. Не просто сочетание, а именно гармоничное сочетание и взаимодействие пространственно-временного, религиозно-нравственного (Патриарх) и политико-государственно-административного (Президент) факторов бытия определяет вековечность жизни столицы.

Столица – это город, в котором сосредоточена и гармонично совместно действует духовно-религиозная и государственно-политическая Верховная власть народа. В современной России, а именно в Москве, Верховная власть в ее духовно-религиозном аспекте представлена Патриархом Русской Православной церкви, а в государственно-политическом аспекте – Президентом страны.

Рождение Москвы, как столичного города России, произошло почти мгновенно, если рассматривать это событие во временных масштабах существования человечества. По меркам же исторического времени – в течение 279 лет.

В становлении и формировании Москвы, как столичного города России, есть три исторические вехи, зафиксированные следующими календарными датами: 1147, 1325 и 1426 годы:

• первая дата – 1147 – год основания города «Москва» Великим Киевским князем Юрием Владимировичем (Долгоруким);

• вторая дата – 1325 год – это год переезда митрополита Всея Руси свт. Петра на постоянное место жительства из г.Владимира в Москву во время правления Великого князя Московского Иоанна (Калиты). Москва 1325 года уже не только главный город великого княжества Московского, но и церковная, духовная столица России, к которой стала тянуться и вся Русская земля. Сюда к митрополиту начинают стекаться по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. С 1325 года Москва становится центром «собирания» не только земель, принадлежащих когда-то князьям Владимирским, но и всех Русских земель.

            В 2010 году исполнилась юбилейная 685-я годовщина этого великого для Москвы и для России исторического события. И мы с многими из Вас на таком же собрании московской общественности 9 сентября 2010 года фактически единственные, кто торжественно отметил эту дату и подчеркнули ее историческое значение.

            Мне удивительно, что Российская Православная церковь «не замечает» этого события. Хотя в позапрошлом году на нашем подобном собрании присутствовал представитель РПЦ, но отклика нет.

            В послесловии к книге М.П.Кудрявцева «Москва – Третий Рим» (1994г.) протоиерей Александр Салтыков, в частности, сказал: «На сегодняшний день Москва безусловно является одним из крупнейших религиозных центров мира, и именно здесь идет битва за Православие, масштабы которой современники в большинстве своем, к сожалению, не осознают. Но от исхода ее зависит судьба всего мира! Поистине идет сражение веры против золота всего мира…».

Таким образом, в этом году исполняется 688 лет с того исторического момента, как город Москва стал духовным центром России.

• И, наконец, третья дата – 1426 год – год перевода решением Великой княгини Софьи (Анастасии) Витовтовны и митрополита Фотия правительственного аппарата Владимирского княжества из города Владимира в город Москву (очевидно, что это было сделано во исполнение воли Великого Московского князя Василия I Дмитриевича, сына великого героя России Дмитрия Донского и мужа Софьи Витовтовны, незадолго до этого скончавшегося от моровой язвы и не успевшего осуществить своё намерение). С этого исторического момента и начинается слияние государственных структур и территорий Владимирского и Московского великих княжеств, чем и завершается формирование Москвы как вековечной столицы Российского государства. И вот, в 2013 году, а именно сейчас, мы отмечаем очередную дату самого значительного для Москвы и для России исторического события: 587 лет назад Москва стала полноценной столицей нашего Отечества. И хорошо бы праздновать это историческое событие всенародно по всей стране. Общественности Москвы надо добиваться и добиться, чтобы по этому поводу был издан соответствующий Указ Президента России, а еще лучше – принять соответствующий Закон.

            Следует особо подчеркнуть, что дата становления столицы нашего Отечества – 1426 год – является и датой образования великого государства «Россия», которое изначально называлось «Великая Московская Русь», государства, в котором мы и сейчас живем.

            Таким образом, с полным основанием можно сказать, что сегодня мы отмечаем не только 587-летие своей столицы, но и такую же дату всей России – «День России». Можно сделать заявку на открытие социально-исторического закона: - образование столицы означает и образование государства.

            И если первая дата, 1147 год – год основания города, прочно отложилась в памяти и сознании народа, как исторически состоявшийся факт, и ежегодно широко отмечается москвичами как праздник «День города», то две другие, не менее значимые для России даты, а именно 1325 и 1426 годы, если и упоминается в некоторых энциклопедических справочниках, то как бы мимоходом, без глубинного осмысления значимости этих дат и событий, которыми они ознаменованы.

Как и в предыдущие 587 лет, так и в наше время, да и в обозримом будущем, Москва, пожалуй – единственный на планете город, имеющий статус истинной столицы. В силу этого она требует к себе иного отношения, чем какой-либо другой мегаполис мира, даже если последний является главным городом какого-то государства.

Долговечность существования города-столицы определяется не только уровнем взаимодействия двух системных составляющих Верховной власти (духовной и административной), но и пространственно-временным фактором образования его. Для Москвы этот фактор оказался наиболее благоприятным: географически месторасположение Москвы определяется узлом – пересечением золоточисленной параллели и меридиана, в котором проявляется мощнейшее энергетическое взаимодействие Земли и Космоса, а само время образование Москвы практически совпадает с пиком 912-летней солнечной активности. Гармония взаимодействия духовно-религиозной и государственно-политической составляющих Верховной власти народа с учетом благоприятного объективно действующего пространственно-временного фактора образования города – есть необходимое и достаточное условие вековечности столицы России, а именно – Москвы.

Спрашивается, а кому же именно еще, кроме Великого князя Юрия Владимировича Долгорукого, о котором все знают, мы обязаны этому знаменательному (значительному, великому) историческому событию?

Образование Москвы как духовной столицы Всея Руси навечно связано с именами двух выдающихся деятелей Земли Русской: Великого князя Московского Иоанна I Даниловича (Калиты) и Митрополита Всея Руси свт. Петра, -  а окончательному формированию Москвы как полноправной и полноценной столицы российского государства мы обязаны Великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу, его супруге Софье (Анастасии) Витовтовне и Митрополиту Всея Руси Свт. Фотию.

В связи с непреходящей значимостью деяний этих людей во благо Москвы было бы справедливым и необходимым делом воздвигнуть им памятники в центре Москвы, дабы увековечить священную память о них для потомков. А что касается конкретно мест (если нет свободных), то их вполне можно найти путем освобождения земли московской от памятников лицам, ничего не значащим для Москвы, а то и нанесшим значительный вред ей.

По мнению Ивана Егоровича Забелина, директора императорского Исторического музея, с которым нельзя не согласиться, главное состоит в том, что «всех потомков князя Юрия Владимировича Долгорукого, правивших в Москве, отличало необычайно развитое чувство ответственности, истоки которой лежали в изначальном церковно-государственном характере московского домостроительства, направленного на объединение материальных и духовных сил русского народа».

Москва, как город и как столица, была сотворена исключительно русским народом, всей землей русской: суздальскими, владимирскими, ростовскими, нижегородскими, новгородскими, псковскими, киевскими, черниговскими, калужскими, полоцкими, рязанскими, смоленскими, тверскими людьми –  всех не перечислить. Посильное участие в этом деле приняли и представители других народов – ромеи, болгары, сербы, татары, башкиры, мордва. Уже потом, после образования Москвы как столицы молодого, но уже великого государства, город рос и развивался усилиями не только русского народа, но и обрусевших немцев, поляков, итальянцев, французов, евреев и других.

На всем протяжении становления и развития Москвы-столицы стержнем этого творения были и есть именно Православная Вера и Духовность, олицетворением чего является Русская Православная Церковь. Именно благодаря органическому сочетанию православного духа и самоотверженного дела русского народа и состоялось такое всемирно-историческое явление, как вековечная столица Российского государства –  Москва.

Поэтому для всех обосновавшихся в России должно быть понятно, что жить им в благополучии возможно лишь при том условии, если они будут признавать и уважать приоритет православной веры на территории Российского государства и, тем более, в его сердце – в Москве. Но и не сомневаясь при этом в том, что и их религия всегда будет в почете и уважаема в России и в Москве!

 

Чуть более 2-х месяцев назад Россия торжественно отметила 1025-летний юбилей Крещения Руси. Это великое историческое событие стало исходным моментом созидания духовной целостности русского народа и формирования русской государственности.

Во время празднования этого юбилея на берегу Днепра Патриарх Московский и Всея Руси произнес проникновенные слова:

«Мы стоим на святом месте, это символ нашего духовного истока, тех духовных ценностей, которые мы приняли с Крещением. Огромные силы действовали, чтобы разрушить эту духовную доминанту, но не получилось».

На основе этого духовного единства в естественном процессе многовековых исторических преобразований и возникла Московская Русь.

Она взяла и впитала в себя эти духовные истоки православия и именно благодаря этим живительным человеческим ценностям она – Русь – (наше Российское государства) формировалась, крепла, мужала и превратилась в мировую державу, ядром которой, собирающей и объединяющей силой явилась, является, и всегда будет являться Москва – столица нашего с Вами Отечества.

А Президент Путин В.В. на встрече с духовенством Украинской православной церкви Московского патриархата высказал очень интересную мысль: «Духовное единство является настолько прочным, что не подвержено никаким действиям властей – ни государственных, ни, позволю себе даже сказать, церковных. Потому что, какая бы власть над людьми ни была, но крепче, чем власть Господа, ничего быть не может».

Кстати говоря, в следующем 2014г. на таком же нашем Собрании мы будем отмечать не только 588-ю годовщину Москвы-столицы, но и еще одни значимый для России и для Москвы исторической юбилей. А именно – 425-летие образование в России Патриаршества. Это событие произошло в 1589 году при царе Феодоре Ивановиче, сыне Ивана Грозного.

 

Сегодня на Собрании мы отмечаем еще один знаменательный в жизни Российского государства юбилей – 400-летие Царской Династии Романовых.

Главное, что следует отметить особо, это тот исторический факт, что в 1613 году во время бушующей страшной, невиданной смуты, впервые всенародно через представителей абсолютно всех слоев и сословий населения был избран единоличный руководитель государства – Царь Михаил Федорович Романов. Следует также подчеркнуть всегда существующую на Руси неразрывную связь государственности и духовности тем фактом, что отцом первого всенародно избранного государя являлся томившийся в то время в польском плену Митрополит Ростовский Филарет.

Вот выдержки из Обращения Главы Дома Романовых к соотечественникам по случаю юбилея.

«1 февраля (14 февраля н.ст.) 1613 года в атмосфере необычайного духовного и патриотического подъема открылся Великий Собор, участниками которого стали все Иерархи Русской Православной Церкви и настоятели крупнейших русских монастырей, вельможи и полководцы, служилые дворяне и казаки, представители разных народов России, купцы, горожане и крестьяне из всех частей Отечества. Пользуясь употребляемой ныне терминологией, мы имеем бесспорное основание именовать Собор 1613 года, предопределивший развитие России на века вперед, объединенным Земским и Поместным Церковным, и в равной мере признавать и почитать как государственное, так и духовно-каноническое значение его деяний».

«14 марта (27 марта н.ст.) 1613 года в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы перед чудотворной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы прибывшая из Москвы депутация объявила Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе постановление Великого Собора. Государь воспринял это известие не с радостью, а с печалью и трепетом. Власть для него являлась не желанным плодом, но тяжким Крестом, и он сомневался, хватит ли у него сил нести столь высокую ответственность. Лишь уговоры и увещевания Святителя Феодорита Рязанского заставили Михаила Феодоровича смириться с мыслью, что он не имеет права отказаться от священного долга, возложенного на него Божественным Провидением и волей народа.

В мае Государь прибыл в Москву, и 11 июля (24 июля н.ст.) 1613 года Первоиерарх Русской Православной Церкви Митрополит Казанский Ефрем венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Труды Великого Собора 1613 года и воплощение в жизнь его решений явились кульминацией народной освободительной борьбы. Но полная победа над Смутой и ее прямыми последствиями была впереди.

Символическую черту под событиями Смутного времени подвело возвращение 14 июня (27 июня н.ст.) 1619 года на Родину из польского плена отца Царя Михаила I – Митрополита Филарета (Романова). После его законного избрания на Патриарший престол Русская Православная Церковь обрела Кормчего. Великий христианский идеал Симфонии – неслиянного и нераздельного сослужения духовной и светской властей – получил тогда в возрожденной России одно из своих лучших воплощений».

 

 

 

 

 

Вот чему еще положило начало всенародное избрание царя:

            - территориальному росту государства, восстановлению разрушенного в смутное время народного хозяйства, освоению Сибири, созданию современной армии и строительству отечественного военно-морского флота, первых казенных и частных мануфактур, железоделательных заводов, централизации системы административного управления, подготовке отечественных высококлассных профессиональных кадров, возникновению театров и отечественной литературы: Закрепление принципа самодержавия («Уложение» царя Алексея I, 1648), укрепление границ государства, бурное строительство городов, храмов, церквей. Все это стало результатом свободного волеизъявления русского народа в справедливой форме, соответствующей высокому состоянию духовности народа, которое и было заложено 1025 лет назад.

           

Вернемся к Москве-столице.

Со времен поспешного и необдуманного, а я скажу – преступного развала Советского Союза различные общественно-политические организации, профсоюзы, государственные деятели, творческие союзы, религиозные организации и многие другие усиленно, но безуспешно занимаются поиском так называемой «Национальной Идеи». Россия, в ее нынешнем состоянии, проживающие в ней народы и отдельные граждане действительно очень нуждаются в понятной и близкой им всем «Национальной Идее». А между тем, в России, по нашему мнению, нет другого более сильного, сплачивающего людей и народы фактора, нежели понимание широкой общественностью особой роли Москвы-столицы в единении, укреплении и процветании Отечества, во всенародной любви к ней. Вот поэтому для решения этой идеологической задачи, кроме широких пропагандистских и разъяснительных мероприятий, необходимо установить ежегодный государственный праздник «День России, день Москвы – вековечной столицы России».

Особо важной задачей в работе по возвеличиванию роли Москвы, стоящей перед московской общественностью и властными структурами, является работа по укреплению ее международного авторитета: «Москва –  столица мира!».

Это особое предназначение Москвы и её ведущую роль в судьбе великой страны – России, и в судьбе мирового сообщества необходимо разъяснять и буквально внедрять в сознание людей с детства – с яслей, детских садов и школ.

 

Сопоставляя демографическую историю Москвы с аналогичной историей других городов нашего Отечества, а также иноземных мегаполисов, можно прийти к пониманию того, насколько неумолимо могучей и мощной является поступь эволюции человеческих сообществ, неотвратимо сметающей на своем пути все, что мешает ее продвижению, и всех, кто своими неадекватными – по невежеству или по злому умыслу – действиями пытается ей противостоять.

А вот как, почти 100 лет назад, сказал про Москву великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский:

«Ничем нельзя убить Москву… Уничтожить ее сущность, ее душу нельзя. Тысячи потрясений ничего с ней не сделают. Каждое новое потрясение наложит на облик Москвы еще одну черту, но не убьет ее. Так и будут жить рядом Кремль и подземные железные дороги, Борис Годунов и Станиславский, вокзалы и старые липы Замоскворечья, футуристы и общества любителей соловьиного пения. Москва – … – вечный город. Она переживет поколения, эпохи и идеи.

… сквозь пожары и революции, великие войны и колокольный звон, бунты и покаяния, сквозь море народных движений, принужденность и скуку – она пройдет, как монолит, и сохранит свой облик – во сто крат более прекрасный.

На перевале веков, культур он станет особенно четок – этот облик Москвы, вечного города, которому будет молиться вся Россия, все человечество...»

 

В свете этого высказывания великого москвича и истинного патриота России, хочу коснуться как и на предыдущих собраниях, темы управления таким мегаполисом, как Москва, и обозначить путь решения этой проблемы.

С системных позиций мегаполис Москва, включающий в себя собственно город и окружающую его городскую агломерацию, требует создания централизованной структуры управления, единой власти. Уже сегодня Московская городская агломерация – это, фактически, вся Московская область. Искусственное разделение объекта управления на две подсистемы – город и городскую агломерацию, управляемую двумя равноправными властными структурами (Правительство города Москвы и Правительство Московской области), – абсурдно, не соответствует природе вещей и вредно для жизнедеятельности системы в целом и для каждого из проживающих в ней людей. Исходя из этих системных соображений, следует однозначный вывод: – город Москву и Московскую область необходимо объединить в один субъект государства с единым руководством, и тем самым исправить ошибку, совершенную в 1931 году. То же самое можно сказать про город Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также про целый ряд других искусственных территориальных образований на просторах Российской Федерации.

Конечно, у этого естественного природного процесса есть много влиятельных противников: кто – по корыстным экономическим (а значит финансовым) соображениям, кто – по политическим соображениям, а кто – по недоумию. Бывший президент страны, а ныне премьер-министр, например, пугался сам и пугал население придуманной им (или подсказанной ему) «страшилкой»: – это «too much» сказал он по-английски в интервью газете «Коммерсант» по поводу предложения об объединении Москвы и Московской области.

 

Но прежде чем прокомментировать это его иностранное «zoo much» (что по-русски означает «очень много»), с болью в душе скажу о другом событии, связанном с моим городом.

Нас очень удивляет, что эта тема – безответственное и безобразное волевое расширение территории города Москвы – никак не обсуждается ни в СМИ, ни в научных кругах и принимается как необходимая данность свыше. Хотя среди всего (почти) население города эта, упавшая на него «благодать» вызывает только (в самом мягком и дозволительном для публикации изложении) понимающие ухмылки и пожимание плечами со словами: «Да все и так ясно, что хотят – то и творят».

На протяжении уже более 20 лет мы, специалисты и ученые нашей Организации «Москва-вековечная столица государства», болеющие за судьбу Москвы-столицы нашего Отечества, за судьбу москвичей пытаемся всеми доступными и имеющимися в нашем распоряжении (пока весьма незначительными) силами и средствами, способами и методами донести до сведения граждан – жителей Москвы, а также граждан – руководителей государства необходимость скорейшего объединения города Москвы (в границах до 2011 года) и Московской области в единый административно–территориальный субъект Российской Федерации. (При регистрации Вы получили мою статью с научным обоснованием необходимости объединения  Москвы и Московской области в единую Московскую губернию).

Пока эти наши попытки безуспешны, так как никто из руководства государства нас не услышал, хотя многие слушали и читали. Но нас эта временная глухота и слепота не страшат. Мы со знанием предмета (темы), продолжаем настойчиво и убежденно свои попытки.

            Однако, в свете уже происшедших недавних и обязательных недалеких будущих социально опасных событий, связанных с поспешным исполнением необдуманных, необоснованных волевых решений руководства страны по присоединению всей территории города Москвы к (в несколько раз ее превышающую) части территории Московской области (это  назвали расширением границ столицы),  а также, по продолжению растаскивания столичных функций по областным городам, считаю необходимым обратить Ваше внимание на два заявления на всю страну фатоватого политического деятеля государства Россия по поводу судьбы столицы этого государства – Москвы, которые нельзя оставить без внимания и не представить свое видение решения проблемы.

                        Итак.

            В обширном интервью газете «Коммерсантъ» на вопрос:

            «Продолжится ли географическая децентрализация управления в России? Так, оправданна ли с экономической точки зрения инициатива о переводе Верховного и Высшего арбитражного судов в Санкт-Петербург?»

            Он ответил:

            «С точки зрения идеологии это абсолютно оправданная тема. С учетом размеров нашей страны и определенного набора правовых привычек лучше, если суды находятся где-то отдельно. Меньше соблазнов на них влиять. К тому же деятельность судов все-таки не требует прямого контакта с другими ветвями власти и не носит оперативного характера. Она, если хотите, самодостаточна. Вот Конституционный суд как принимал решения в Москве, так и принимает их в Санкт-Петербурге. Вынесение судебной власти в другой субъект федерации неплохо и с точки зрения децентрализации властей. А вот экономическая сторона требует отдельного просчета. Это действительно недешевое дело. Но если мы сможем эффективно продать те здания, которые в настоящий момент занимают высшие суды в Москве, я думаю, что это будет разумно».

            Оказывается, при принятии и исполнении данного властного решения, экономическая (финансово-бюджетная, а значит – социальная) сторона данного грандиозного государственного дела даже не просчитывалась и не принималась во внимание (?!), а значение имела единственно лишь (чья-то) идеологическая точка зрения (чья?). Как можно в основу принятия столь судьбоносного для людей и для страны решения (а тем более поспешного его исполнения) закладывать торгашеские аргументы относительно удачной (по их надежде) финансовой (очень смахивающую на коррупционную) сделки по продаже государственной (им не принадлежащей) собственности!

            Удивительно и непонятно, как может один из высших руководителей государства, находящийся при высшей власти уже многие годы, в основу принятия судьбоносных для страны и для народа решений, игнорировать объективную экономическую реальность и руководствоваться при этом только ему одному подходящими, сугубо, вроде бы, идеологическими (как он говорит) соображениями.

            В наших публикациях и докладах, основываясь на результатах наших же многолетних научных исследований, с использованием обширного исторического и статистического материала, мы всегда доказывали и утверждали, что растаскивание столичных функций из Москвы по областным центрам приведет к ликвидации исторической роли и державного значения Москвы в деле объединения, укрепления и процветания нашего Отечества и, в конечном счете, к распаду самого государства Российская Федерация (Россия).

            А самому автору этого заявления хочу задать вопрос: «Если лично ему придется в скором времени занять пожизненно пост начальника одного из этих 3-х Верховных судов, поддастся ли он со всей своей государственной непримиримостью ко всему неправильному и со всей своей личной героической стойкостью, а также со всей своей юридической грамотностью и принципиальностью на какое-либо влияние, направленное на принятие его судом хотя бы одного неправого решения?».

            Если ответ будет: «Нет! Не поддамся!», тогда аргумент по поводу переезда судов подальше от столицы в областной центр – негодный. Кстати говоря, удивительно, что нынешние начальники этих судов не обиделись на такой аргумент и не сделали соответствующих заявлений (видимо, согласны с аргументом), а начальник Конституционного суда, уехав подальше от Москвы, фактически признал, что он лично слабоват духом и нравственностью, подвержен и податлив влиянию и давлению (т.е. подальше от соблазнов и от греха).

            Если ответ будет: «Да! Поддамся!», тогда аргумент весом! Но сразу же у народа возникают принципиальные вопросы к такому государственному деятелю по поводу его соответствия занимаемой должности, да и вообще – моральных и нравственных качеств.

            Следующий вопрос газеты «Коммерсантъ» был:

            «А к идее объединения Москвы и области власть не вернется никогда?».

            Последовал ответ:

            «Этот вопрос нужно задавать не только мне. Прежде всего – самим людям. Но если Вы спрашиваете мое мнение, то прямо скажу: это too much для нашего государства. 20 миллионов человек (Москва и область) – это седьмая часть страны. Я думаю, что это сложно для управления. Хотя подобные идеи, наверное, будут. На мой взгляд, если говорить об объединении, то, например, объединение Петербурга и области гораздо более реалистичная задача. Именно в силу того, что там меньше людей (не более семи миллионов). Подобные субъекты уже существуют. Та же Московская область. Ими можно управлять. Хотя в юридическом, административном и даже в гуманитарном плане это очень непросто. Размер имеет значение».

            И здесь опять возникают два вопроса к этому государственному деятелю. Первый: «А если его лично в государственных интересах поставят управлять этим объединенным регионом страны, справится?».

            Если ответ будет: «Да! Справлюсь!», тогда сразу опять возникает естественный вопрос: «А почему он считает (и убежден), что во всей России не найдется хотя бы одного равного ему человека, способного управиться не хуже его с этой большой, но всего лишь частью страны?».

            А если ответ будет: «Нет! Не справлюсь!». Тогда сразу возникает следующие вопросы не только у нас, но и у народа, который голосует, и для кого мы пишем эти лекции: «А что же он делал и как же целых 4 года руководил такой громадной Державой – Россией, состоящей из множества частей, в т.ч. и Московского региона? И зачем же он бессовестно стремится заправлять единолично этой Державой в недалеком будущем?»

            И вот, находясь временно при исполнении обязанностей Президента государства России, этот деятель (зовут его Медведев Дмитрий Анатольевич, которому, по нашему мнению, в качестве псевдонима очень бы подошло «глубокомысленное» словосочетание «давайте вместе подумаем», которое он частенько публично произносит когда попало по поводу проблем, которые он  должен самостоятельно решать по должности. А если кликнуть короче: «ДИМОН» или «КИСЛЯК», слова им же самим и обнародованные, то всем сразу же становится понятно о ком идет речь) обнародовал в виде прямого указания лично им принятое судьбоносное для страны и для населяющих ее людей решение. А указание это (обязательное для исполнения) о расширении границ города Москвы – столицы нашего Отечества, фактически выглядит, как присоединение территории города к части территории Московской области. Таким образом, площадь города была им самовластно увеличена в 2,5 раза. Кроме того, географические очертания столицы приобрели безобразные и уродливые формы, что в России противоречит природным тысячелетним устремлениям и человеческим представлениям об очертаниях городов, расположенных на равнинной поверхности Земли и не соприкасающихся с береговыми линиями морей, океанов, крупнейших рек, а также с горами и пропастями.

            Жаль, что руководству страны недосуг заниматься серьезными, а не детсадовскими, обоснованиями для народа своих неадекватных фантазий и инициатив и проведением их в жизнь волевым напором и жаль, что руководство страны не интересуют пагубные для людей социально-экономические и финансовые аспекты подобных решений.

            Надеюсь, что граждане России поймут, что при решении общегосударственных социально значимых вопросов надо руководствоваться не идеологическими соображениями отдельных деятелей, временно (как везде и всегда в мире) обладающих верховной властью, и не аргументами с детской игровой площадки «а у меня больше – а у тебя меньше», а объективными природными в т.ч. и общечеловеческими системными понятиями, о которых мы и говорим в данной Лекции.

            Надеюсь также, что наши фундаментальные разработки и конкретные предложения по теме оптимального административно-территориального деления страны, в т.ч. и по отношению к Московскому региону, подвигнут руководство страны осознать всю опасность для людей и для государства подобного расширения границ территории города Москвы-столицы, спокойно отменят это решение и также спокойно, без шума и пыли, незамедлительно займутся объединением Москвы и Московской области в единый административно-территориальный субъект Российской Федерации. В данном случае очень уместно привести мудрость, высказанную более века назад нашим великим соотечественником графом Львом Николаевичем Толстым: «Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести до неисправимого».

 

            Объединить Москву и Московскую область в единую Московскую губернию все рано придется обязательно (Природа заставит), но впоследствии этот процесс будет уже не таким легким и безболезненным, как если отменить такие забавы, как новые часовые пояса, нулевые промилли в крови автоводителя, «Сколково», «Общественное телевидение России», даже, страшно сказать, «Первенство Мира по футболу», или вернуть назад стрелки часов, а также втихую отказаться от других не менее сомнительных затей (вроде бальной оценки деятельности губернаторов).

 

Конечно, для управления этой, всего лишь административно-территориальной единицей страны найдутся у нас масштабные деятели, которые и захотят, и смогут это сделать. Ведь управляют же всей страной, которая побольше, чем Москва и Московская область вместе взятые, вполне обыкновенные российские люди. Да и сам он какое-то время единолично управлял страной.

А «зачем это нужно» – кратко мною изложено только что в докладе, и подробно и обоснованно – несколько лет назад в статье «О закономерностях развития административно-территориальных систем расселения и их практической реализации» (конкретно по отношению к системе: город Москва и Московская область), а также в обстоятельном и фундаментальном докладе при обсуждении этой темы и одобренном на заседании Научно-технического Совета при Мэре Москвы в 2009 году, да еще в книге «Государство нищих богачей» (изд. 2005г.).

Наиболее яркими примером вредности для людей административно-территориального разделения города Москвы и окружающей его Московской области на самостоятельные системы является пожары лесов и полей вокруг Москвы, которые обернулись масштабным горем, трагедией и несчастьем для людей.

Кстати говоря, вопрос объединения обсуждался и конкретно решался еще в 1991 году, когда на совместном заседании президиумов Моссовета и Мособлсовета был принят генеральный договор, определяющий основные направления совместной деятельности в социально-экономическом развитии Москвы и Московской области. А ведь тогда у власти, в т.ч. и в стране, стояли совсем другие люди. Договор стал практическим юридически обоснованным шагом к объединению города и области в единый административно-территориальный субъект государства.

Однако, каждой новой власти в Москве, да и в России, очень нравится наступать на старые грабли.

По поводу нынешнего безумного волевого, безответственного, да еще и безобразного расширения границ столицы нашего Отечества, а точнее сказать – присоединения Москвы к части территории Московской области (которое все равно через какое-то время придется отменять) хочу привести слова еще одного великого русского писателя и патриота Юрия Нагибина.

В своем очерке «Пробуждение» (1987), посвященном Москве, он пишет: «А корень у многоликого зла один: самовластье. С народом, жителями Москвы отродясь ни о чем не советовались. И когда сносили памятники древнего зодчества, и храм Христа Спасителя, прекрасный белизной, золотом, величественным местоположением и памятью о победе над Наполеоном, когда уничтожали бульвары Садового кольца … – не перечислить всех ран, нанесенных Москве, чаще всего не по злобе, а по некультурности, чуждости московской почве, малости разума».

Уже бесчисленное количество раз во всех руководящих инстанциях и в прессе я подробно в статьях и в докладах (в т.ч. и Президенту страны) излагал и обосновывал точку зрения ученых и специалистов нашей Организации, основанной на 20-тилетних научных исследованиях становления и развития административно-территориальных систем, в том числе и в России. Особо досконально мы изучали становление и развитие Московского региона. Результаты наших исследований и разработок позволили сформулировать конкретные, научно обоснованные предложения по административно-территориальному делению страны и управлению этими системными образованиями, в том числе и регионом, включающим в себя город Москву и Московскую область. Наши предложения коренным образом отличаются от проведенного сейчас курса на расширение границ Москвы, а заключаются в том, что необходимо просто объединить г.Москву и Московскую область в единый административно-территориальный субъект России при обязательном одновременном возвращении границ города Москвы в состояние 2011 года и установлении социально-экономических  норм жизнедеятельности одинаковых для каждого жителя этого нового административно-территориального образования – Московской губернии.

А еще раз, подчеркивая особую роль Москвы в судьбе нашего Отечества, хочу напомнить, что в XIX веке, лет через 70-80 после возведения на территории Московского Кремля по проекту Михаила Федоровича Казакова здания Сената, Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» отмечает: «В народе нашем есть предсказание, что престольная столица будет снова перенесена в Москву».

            Преобразование в России за последние два десятка лет во многом проводились, да и сейчас проводятся, в соответствии с настоятельными рекомендациями признанных на Западе «экспертов-профессионалов», причем за большие гонорары из государственного бюджета. Эти иностранные специалисты и те, кто их приглашал, поучают нас, как нам жить, не осознавая и не чувствуя всей огромности и многовековости России.

Сегодня, как и во все времена, актуальна мысль, высказанная почти 100 лет назад русским философом, одним из выдающихся представителей древнейшего русского рода, князем Николаем Сергеевичем Трубецким: «Мы, русские, должны, прежде всего, отказаться от европейских форм политического мышления, перестать поклоняться идолу (форме правления), к тому же чужому. Перестать верить в возможность идеального законодательства, механически и автоматически гарантирующего всеобщее благополучие, - словом, должны оставить взгляд на человеческое общество, как бездушный механизм, взгляд, на котором основаны все современные социально-политические идеологии. Не в совершенном законодательстве, а в духе, создающем и укрепляющем государство, через быт и устойчивую идеологию следует искать грядущий идеал... Задача современной России не в законотворчестве, обеспечивающем юридическую спекуляцию и обман народа, а в делах, создающих устойчивую базу и ее экономическое воплощение» (статья «Европа и человечество», София, 1920).

Опыт управления такой громадной страной, ее населением, богатством накоплен исключительно наши народом, и поэтому жить, творить и действовать мы должны по своему разумению. А Москва в первую очередь несет в себе этот опыт.

            Именно это самосознание, заложенное на генетическом уровне в русском народе, заставляло во все времена и полководцев, и воинов и гражданское население стремиться защищать от захватчиков Москву и тем самым спасать свое Отечество.

            История Москвы – это не только летопись городского строительства, обыденной жизни горожан, но и летопись многих бед и ратной славы 38 поколений москвичей, а начиная с 1380 года, с сентябрьской битвы на Куликовом поле, уже не только москвичей, но и русского народа, сплотившегося для битвы с врагом под знаменами Великого Московского князя Дмитрия Ивановича (Донского). Именно Куликовская битва стала тем рубежом в истории Отечества, с которого русские люди начинают осознавать себя единым народом, способным творить свою национальную историю, свое будущее. Русские люди осознали свое родство не только по крови, но по духу. Духовная сила русских людей, возрожденная усилиями русской православной церкви и великих московских князей после более чем двухсотлетней феодальной распри на громадных просторах русской Земли, зримо и материально воплотилась в победе над иноземными полчищами Мамая, шедшими на Москву. В 2010 году народны России, в т.ч. и общественность Москвы на таком же Собрании отметили 630-летнюю годовщину этого значительного исторического события.

            За прошедшие 866 лет [1147-2013] Москва подверглась 25 нашествиям, из которых лишь 4 (четыре) инициировались феодальной межусобицей русских князей, остальные – это интервенция – литовцев, монголов, поляков, французов, немцев и др. инородцев.

Наибольшее число нашествий отмечается в XIV и в XVIIвв.

            Москва была захвачена и разорена в 1610г. и в 1813г. 5 раз, в т.ч. и в 1812г. (200-летие этого события мы и отмечали в прошлом году).

            До становления Москвы как столицы (1426г.) город подвергся 13 нашествиям, после того как город стал столицей – 12 нашествиям.

            В позапрошлом году юбилей столицы нашего Отечества 585 лет совпал со знаменательной датой его истории – 70-летием разгрома очередных захватчиков, а именно немецко-фашистских войск, в битве за Москву.

            Как и в прежних величайших битвах за Москву: на Куликовом поле или на Бородинском поле, в битве осенью и зимой 1941г. – до 7 января 1942г. в полной мере проявились национальное самосознание и самоотверженность русского народа и других народов Советского Союза – в деле защиты Москвы, как носительницы духовной и государственной сущности населения нашего Отечества.

            Не вдаваясь в серьезный анализ хода событий, связанных с битвой за Москву, хочу просто зачитать некоторые выдержки из первоисточников и хроники событий 72-летней давности в эти же, что и сейчас, дни.

            Но и эти отдельные сведения, даже без комментариев специалистов, ярко показывают состояние общества тех дней и производят сильнейшее впечатление.

Хочу напомнить, а присутствующим в этом зале студентам и школьникам рассказать, какая участь ожидала Москву, а значит и все Отечество в 1941 году.

            Вот директива Гитлера относительно Москвы и москвичей:

            «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Произвести необходимые приготовления, чтобы Москва и ее окрестности с помощью огромных сооружений были затоплены. Там, где стоит сегодня Москва, должно быть море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа».

            (Из материалов Нюрбергского процесса над главными немецкими военными преступниками).

Генеральный план «Ост» предусматривал уничтожение 46-51 млн. человек славянского этноса, тотальную германизацию Прибалтики, Ленинградской области, юга Украины и Крыма с одновременным  физическим уничтожением более 22 млн. человек коренных жителей. В последующем  предусматривалась тотальная германизация территории вплоть до Урала, что означало физическое уничтожение ещё 80-100 млн. жителей нашей страны.

            Надо сказать, что эти преступные человеконенавистнические планы национал-социалистической верхушки Германии имели свою более раннюю идеологическую  подоплёку. Так, ещё в 1915 году 325 немецких профессоров подписали петицию своему правительству, в которой потребовали от него выдвинуть ультиматум: чтобы граница между Германией и Россией проходила по Волге! В 1917 году их поддержали немецкие коммерсанты, принявшие резолюцию, в которой было записано требование: «Россия должна стать объектом немецкой эксплуатации, что необходимо обеспечить подписанием соответствующих коммерческих и хозяйственных договоров».

Немецкое командование, учитывая огромное политическое и военно-стратегическое значение Москвы, с ее взятием связывало успех всей Восточной кампании Вермахта. На Москву двигалась военная армада из 1 млн. 800 тыс. солдат вермахта, состоящая из 75 дивизий (включая 14 танковых и 8 моторизованных), имеющих свыше 14 тыс. орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолетов.

            Немецкая группа армий «Центр» превосходила противостоявшие ей советские войска в людях в 1,4 раза, в орудиях и минометах – в 1,8 раза, в танках – в 1,7 раза, в боевых самолетах – в 2 раза.

            Для справки: в сражении при Бородине у Наполеона было 250 тыс. солдат и офицеров, а у Кутузова было на 30-40 тыс. меньше.

            19 октября 1941г. Государственный Комитет обороны (ГКО) ввел в Москве осадное положение. В распоряжение военных властей города были переданы три дивизии НКВД и внутренних войск, семь других имевшихся в столице воинских частей из разных ведомств и флотский экипаж. Нарушители порядка в условиях осадного положения отдавались под суд трибунала, провокаторы и шпионы расстреливались на месте.

 

            Вот несколько документальных свидетелей, характеризующих обстановку тех дней.

            Из письма (4 ноября 1941г.) военврача А.М.Казакова: «Сейчас положение несколько окрепло. Наступление остановлено. Но общее положение неважное. Окажет ли Москва достаточное сопротивление? Думаю, что да. Но 16-го (октября) там была невероятная паника. Распустили слух, что через 2 дня немец будет в Москве. «Ответственные» захватили имущество, казенные деньги и машины и смылись из Москвы. Многие фабрики остались без руководства и без денег. Часть этих сволочей перехватали и расстреляли, но, несомненно, многие улизнут. По дороге мы видели несколько машин. Легковых, до отказа набитых всякими домашними вещами…».

            Из письма (2 ноября 1941г.) Г.К.Жукова А.А.Жданову в Ленинград: «К настоящему времени сколотил приличную организацию и в основном остановил наступление противника, а дальнейший мой метод тебе известен: буду истощать, а затем бить».

            Оборона Москвы – цель стратегической операции, продолжавшейся 67 суток (с 30 сентября по 5 декабря 1941г.) с шириной фронта боевых действий 700-1110 км.

            Противотанковые  препятствия, проволочные заграждения, бетонные и железобетонные огневые точки строились и в самой Москве. Тысячи металлических ежей, мешки с песком, баррикады на улицах, аэростаты в небе. Трудовые отряды районов столицы строили укрепления в непосредственной близости от столицы.

            Миллион и еще сто тысяч человек ушли из столицы защищать страну. Среди них и люди, которые, не будучи москвичами, по тем или иным причинам именно в Москве были призваны на фронт. В «Книге Памяти Москвы» (1994-1995) указаны имена и даты рождения 372460 погибших москвичей, ушедших на фронт, на защиту Москвы. 184,5 тысяч москвичей пропало без вести.

Враг стоял в предместьях столицы. Гитлер на весь мир объявил, что 7 ноября устроит парад на Красной площади; были даже отпечатаны и разосланы пригласительные билеты. Парад состоялся, но не гитлеровские, а советские войска прошли торжественным маршем мимо стен Московского Кремля.

Из воспоминаний командующего МВО генерала П.А.Артемьева:

«В последних числах октября, выслушав очередной доклад об укреплении Московской зоны обороны, И.В.Сталин поинтересовался, собираемся ли мы готовиться к параду войск Московского гарнизона в ознаменование 24-й годовщины Октябрьской революции. Сославшись на обстановку, я высказал сомнение в целесообразности проведения этого парада… Указав на недооценку нами политической значимости этого мероприятия, И.В.Сталин приказал: парад 7 ноября провести… Было решено: о подготовке к параду никто, за редким исключением, не должен знать до исхода дня 6 ноября. Принимать парад было поручено С.М.Будённому. Командовать парадом возлагалось на меня».

            А перед торжественным маршем на Параде Советских Войск по Красной площади, на весь мир прозвучали вдохновенные слова.

            Цитирую.

            «Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков!

От имени Советского правительства и нашей большевистской партии приветствую вас и поздравляю с 24-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции».

«Разве можно сомневаться в том, что мы можем и должны победить немецких захватчиков?

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойны этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

За полный разгром немецких захватчиков!

Смерть немецким оккупантам!

Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее независимость!

Под знаменем Ленина – вперед к победе!».

 

После этих слов Вождя уже ничего и не надо говорить. Отмечу лишь 3 важнейших момента:

За месяц боев немецкие войска были отброшены к западу примерно на 250 км. На полях Подмосковья немцам было нанесено первое крупное поражение.

            В ходе операции погибло 139586 советских воинов, всего же людские потери составили 370955 человек.

            Всего же в битве за Москву, длившейся 101 день, погибло 653924 советских воина, а людские потери исчисляются в 1 миллион 30 тыс. человек. Такова цена этой величайшей битвы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. в истории нашего Отечества.

В книге германского историка К.Рейнгардта «Поворот под Москвой» (1980) отмечается, что «полки Гитлера – и вместе с ними шансы на успешное ведение войны Германией – потерпели провал уже в октябре и, самое позднее, в декабре 1941 года, с началом контрнаступления русских под Москвой».

            Я так довольно подробно остановился на ратных событиях, связанных с защитой столицы от захватчиков осенью и зимой 1941 года, т.к. всего лишь 2 года назад народы России отмечали 70-летие битвы за Москву. Да и многие ее защитники еще живы.

 

            А в прошлом году в эти же дни мы отмечали 200-летний юбилей другого, не менее важного исторического события, связанного с всенародной защитой Москвы и Отечества.

26 августа (7 сентября по новому стилю) состоялась Бородинская битва.

Михаил Илларионович Кутузов перед битвой зачитал своим приближенным письмо, полученное от графа Ростопчина (Федор Васильевич Ростопчин в Отечественную войну 1812 года генерал-губернатор, сформировал Московское губернское ополчение, организовал эвакуацию ценностей, но оставил в городе всех раненных – «Новый энциклопедический словарь», 2008г.).

В письме сказано:

«Я полагаю, что Вы будете драться, прежде, нежели отдадите столицу; если Вы будете побиты и подойдете к Москве, я выйду из нее к Вам на подмогу, со ста тысячными вооруженных жителей, если и тогда неудача, то злодеям вместо Москвы один ее пепел останется».

Нашествие на Россию Наполеона и с ним, «двунадесяти» покоренных им народов, вызвало со стороны донского войска чрезвычайный подъем патриотического чувства. Весь Тихий дон, от мала до велика, поднялся на защиту Отечества.

Вдова генерала Тучкова на мете гибели мужа близ Багратионовых флешей основала монастырь и всю жизнь прожила на поле Бородина.

Из воспоминаний офицера итальянской королевской гвардии Цезаря де-Ложье:

«... кажется, еще нигде мы не видели таких результатов слепой ярости при уничтожению всего. Дома не только пусты (по дороге к Москве, районы Рузы), но вся обстановка разложена. Посевы уничтожены, все подвергалось систематической порче. Полное разорение, показывающее, до каких крайностей может дойти народ, решивший сохранить свою независимость и честь». [«Дневник офицера великой армии в 1812 году» – Библиотека мемуаров, - «Правда-Пресс», 2005].

По окончании Бородинской битвы к вечеру 26 августа Наполеон отдал приказ:

«Офицеры!

Вы разбиты! Вы позволили себя покрыть бесчестием и позором! Только одною кровью русского Вы можете смыть это пятно! Через два дня я вновь дам сражение, еще более кровопролитное, нежели вчера; пусть погибнут в нем трусы, я хочу командовать только храбрыми!».

[Наполеон. «Битва под Москвой», 1812 год].

Приказ этот был отменен, когда около полуночи Наполеон узнал, что русские войска отступают, и, таким образом, не был объявлен по французской армии.

[Пожар Москвы и отступление французов» 1812г. Воспоминания сержанта Бургона, - Библиотека мемуаров, - «Правда-Пресс», 2005г.]

По словам офицеров наполеонской армии: «Никакое бедствие, никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем... Все потрясены и подавлены».

Наполеон впоследствии вспоминал:

«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвою:

французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Это было прекраснейшее, но вместе с тем и ужаснейшее сражение. Из пятидесяти данным мною сражений это было сражение, в котором проявлено наиболее доблестей и достигнуто наименее результатов».

            Из Дневника итальянского офицера:

«С зарею мы покинули это скверное Хорошево, и в парадной форме двинулись к Москве. Приближаясь, мы заметили, что город открыт... Дорога наша идет прямо в город; мы нигде не видели ни одного русского и ни одного французского солдата. Страх наш возрастает с каждым шагом; он доходит до высшей точки, когда мы видим, над центром города, густой столб

дыма   «... молчание, нагнетающее страх».

«В городе постоянно вспыхивают пожары и теперь уже ясно, что причины их не случайны... Выясняется, что поджигатели действовали по приказу Ростопчина и начальника полиции Ивашкина».

«Мы чувствуем, что задыхаемся в этом раскаленном и разреженном  воздухе. Обливаясь потом, мы не можем даже осматриваться кругом себя, потому что огненная пыль, поднятая ветром, слепит нас; и во избежание опасности нам приходится закрывать глаза. Руки горят, когда мы их поднимаем для защиты лица от этого нетерпимого жара. Мы совсем не знаем, куда идти. Не видно даже мостовой; все исчезло в дыму, в развалинах. Нетерпение, почти безумие охватывает нас».

«Самое необычайное зрелище представляет победоносная армия, расположившаяся лагерем вокруг пылающего города и теряющая зараз и плоды своей победы и средства к восстановлению своих физических сил. И это за 800 миль от Милана и Парижа!»

Из мемуаров Наполеона, продиктованных своему врачу О.Меару. «Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Это не

было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?... Это было огромное море, небо и тучи казались пылающими, горы красного крутящегося пламени, как огромные морские волны, вдруг вскидывались, подымались к пылающему небу и падали затем в огненный океан. О! Это было величественнейшее и самое устрашающее зрелище когда-либо виданное человечеством!».

В Оружейной палате хранится мраморная статуя Наполеона в образе древнеримского полководца. В 1812г. она была привезена французами в Москву для установки на одной из московских площадей после победоносного окончания войны.

Под французскими ядрами стояли на Бородинском поле Андрей Болконский, русские солдаты, Раевский вел в бой своих двоих сыновей-подростков.

Сто тридцать лет спустя, в сорок первом, здесь встал насмерть командир 32-й стрелковой дальневосточной дивизии полковник Виктор Иванович Полосухин. В октябре 1941 года в книге посетителей Бородинского музея он записал: «Пришел Бородинское поле защищать!». Могила комдива в Можайске, рядом с могилами героев 1812 года. Близость не просто символическая – это непрерывность исторической цепочки, схожесть солдатской судьбы. Перед Бородинским боем политруки дивизии Полосухина читали вместо приказа Лермонтовское «Бородино»:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрем те ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

 

            Сергей Завацкий, шофер радиостанции комдива:

            «Во время боя в деревне Акулово, после бомбежки, немецкий самолет снизился на бреющий полет и обстрелял наше расположение, где находился комдив. Пуля прострелила ему полу шинели. Самолет улетел. Виктор Иванович посмотрел и говорит: «Вот паразит, шинель испортил». Я ему говорю: «Товарищ полковник, пригибайтесь». А он мне отвечает: «Мне пригибаться нечего, я не верую, я родину защищаю!».

            Из воспоминаний Георгия Константиновича Жукова:

            «Угроза столице не миновала: враг хоть и медленно, но приближался к Москве. Не помню точно какого числа – это было скорее после тактического прорыва на участке 30-й армии Калининского фронта – мне позвонил И.В.Сталин и спросил:

            «Вы уверены, что мы удержим Москву? Я спрашиваю Вас это с болью в душе. Говорите честно, как коммунист.

            - Москву, безусловно, удержим…».

            Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву», - признавался выдающийся полководец современности Маршал Советского Союза Г.К.Жуков.

            [Книга д.истор.наук В.Н.Окорокова «100 дней Маршала Победы под Москвой» (1991)].

Памятник Минину и Пожарскому – первый скульптурный памятник Москвы. В 30-х гг. его перенесли к Покровскому храму (Василия Блаженного). Председатель комиссии «Старая Москва» Вл. Б.Муравьев на одном из заседаний изложил народную версию причины переноса памятника. На прежнем месте (у ГУМа) Минин будто бы указывал рукой на Кремль, говоря при этом:

«Смотри-ка, князь,

какая мразь

в Кремле сегодня завелась!»

 

Дорогие друзья — москвичи!

Хочу напомнить Вам слова Владимир Владимировича Путина, которые он произнес в качестве Президента Российской Федерации в 2007г. на торжествах, посвященных 860-летию со дня образования города Москвы:

«В древней истории столицы отражена сама судьба нашего Отечества, все его трудности и свершения, его великие победы и тяжелые испытания. Москва подняла знамя всей России и стала столицей. И сегодня в Москве уживается прошлое, настоящее и будущее. Образ Москвы – это образ нашего общего дома. Где бы каждый из нас не родился, где бы ни вырос, для всех Москва – это слава и гордость России».

А спустя ровно 5 лет на Красной площади столицы нашего Отечества во время торжеств, посвященных 865-летию со дня образования города Москвы Президент России на весь мир произнес следующее:

«Москва всегда была и остается символом нашей государственности, экономическим, политическим, духовным центром нашей Родины. В разные исторические эпохи она объединяла всю страну, сплачивала людей разных сословий и званий, национальностей и вероисповеданий. Олицетворяла державную мощь нашей страны, И во все времена наши предки обустраивали и берегли Москву, как символ государства. Именно единое для всего народа желание отстоять столицу помогало побеждать в самые нелегкие времена. Москва всегда была вместе со страной, а Россия – вместе с Москвой. Так было и в 1612 году, когда ополчение под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина сражалось здесь, в этом месте, у стен древнего Московского кремля. Так было и в 1812 году, когда на Бородинском поле солдаты проявили невиданную силу духа и защитили Москву».

 

Доклад окончен.

Да здравствует Москва – вековечная столица России!

Ура!



По поводу безумного и очень опасного в недалеком будущем для страны расширения, да к тому же еще и уродливого, границ столицы государства, тогдашний руководитель страны, почему-то, посоветоваться с самими людьми счёл не только не обязательным, а просто ничтожным и, следовательно, не нужным.




 

Выступление

 

Коваль С.М. генерал-майор,
кандидат технических наук,
дважды Лауреат Государственных премий

 

Уважаемые москвичи и гости столицы!

 

            Каждый раз в этот осенний месяц мы с большим нетерпением и надеждой ждем встречи в этом прекрасном старинном особняке. Встречи с очередной страницей истории нашей великой столицы. Можно только восхищаться талантом организаторов этих встреч.

            Так чем же привлекательны эти вечера?

            В первый раз, конечно, незнакомым непонятным словом «вековечная». Но потом начинаешь понимать глубочайший смысл этого выражения – столица на все времена.

            Как росла роль и судьба Москвы как столицы государства Российского можно проследить по некоторым страницам истории нашей державы, особенно в трех случаях оккупации и сожжения столицы.

            Это 1382г. – захват ордами Тахтамыша, смутное время начала XVII века, и, наконец, 1812г. Для этих трех событий характерно противостояние, в основном, вооруженных сил.

            И совсем другая ситуация это 1941ш., когда на защиту древней столицы поднялся народ. Результат известен. И очень странным является предложение о переносе нашей Родины в другие регионы. Хорошо, что эти разговоры не пошли дальше безответственной и, возможно, преступной болтовни. Москва была, есть и будет сердцем нашей Родины, эта дорогая моя столица, золотая моя Москва.

            Но и в Москве есть тоже свое сердце. Это, конечно же, Красная площадь. К сожалению, площадь утратила свое Величественное пространство и превратилась в тривиальный безликий торгово-развлекательный комплекс. Мы надеемся на политическую волю руководства страны, но это отдельный разговор.

            А пока давайте еще раз послушает хрустально-малинный звон прекрасных колоколов на сцене. И пусть этот звон пройдет по всей Руси великой, до самых ее до окраин.

            С нетерпением ждем следующей встречи.

 

Ведущий Собрания — Светик Ф.Ф.

 

            Спасибо, Игорь Иванович, за доклад, который фактически является лекцией, и за то, что Вы уже много-много лет ведете эту работу упорно, настойчиво, глубоко и профессионально. Вы стали одним из лучших, глубоких и образованных знатоком истории нашего города.

            Я должен сказать от имени Общества «Знание» и отметить его огромный вклад исследователя и просветителя. Мы сейчас увидели это. Он автор многих книг и лекций, все время пишет, издает, выступает с лекциями и беседами, проводит вот эту линию значимости Москвы в истории нашего Отечества. Он является настоящим примером просветителя.

            Российское просветительство имеет давние и глубокие традиции. Поэтому Общество «Знание» приняло решение: наградить Артанова Игоря Ивановича высшей наградой - «Золотой медалью» за выдающийся вклад в просветительское движение России.

            И сейчас в этой аудитории я хочу вручить эту медаль и соответствующий Диплом Игорю Ивановичу.