Доклад Председателя Правления Организации на собрании московской общественности и представителей молодежных и студенческих организаций "Золотые ритмы Москвы. Москва - вековечная столица России"



Уважаемые товарищи!
Дорогие друзья!


Приветствую всех Вас, присутствующих в этом замечательном зале знаменитого на весь мир Центрального Дома ученых Российской Академии наук и поздравляю с праздником нашего любимого и самого замечательного на Земле города, с праздником, который, как всегда в начале сентября, отметили все москвичи и гости столицы.

А именно – с 862-й годовщиной образования города Москва.
Но мы с вами собрались в этом зале, хотя и в рамках празднования «Дня города», но по поводу празднования совершенно другой даты и других исторических событий, связанных с Москвой.

Хочу отметить особо и сообщить вам, что данное Собрание мы проводим уже при официальной поддержке Правительства Москвы.

Отмечая, год за годом, дату рождения города Москва (1147г.) вряд ли кто из жителей не только столицы, но и всей России, задумался над тем, о каком, собственно, празднике идет речь. То ли о городе – Москва, то ли о столице – Москве, поскольку оба эти понятия по отношению к Москве – и город и столица – для них просто стали синонимами.

Город с места не сдвинешь. День рождения города из истории не выкинешь. Во все времена этот день Москва отмечала, как положено по летописи, в начале апреля. В советские же времена по очевидным идеологическим соображениям, дабы радость праздника не перерастала во всенародное празднование пасхальных дней, власть перенесла его на начало осени.

Поскольку Москва не просто город, а город особенный, столица, то и день рождения ее, а тем более юбилей, в сознании российского народа отмечается как юбилей стольного города. Между тем, основание города и становление города-столицы – события различного плана.
 
Москва, выросшая из укрепленного военного пункта на Боровицком холме, в течение более чем столетнего периода была крохотным захолустным городком по сравнению с такими значительными городами

средневековой Руси, как Чернигов, Полоцк, Владимир, Смоленск, Переяславль (Южный) и Переяславль-Залесский, Суздаль, Новгород, Псков и др. И только в XV веке Москва рождается уже как столица русского государства. Удивительно, что это событие, имеющее чрезвычайно важное историческое и политическое значение для судеб русского народа и других народов России, никаким образом не отмечено. Мало того, у историков не только нет вразумительного ответа на вопрос: когда же все-таки и почему именно Москва стала столицей нашего Отечества?! Да и вопросом таким, по-видимому, никто не задавался.
 
А ведь столицей Российского государства Москва стала, спустя без малого, три века, а именно 279 лет с момента образования самого города.
 
Тысячелетний исторический опыт существования немногих столичных городов мира (всего не более 5-6), в том числе и Москвы, свидетельствует о наличии трех системообразующих факторов, совместное действие которых приводит к образованию столицы государства.

Первый фактор - пространственно-временной; фактор, определяющий месторасположение и время образования столичного города. Этот фактор, в случае последующего полноценного формирования столичного города, указывает на особые уникальные условия географического месторасположения будущей столицы и особую временную дату ее образования, согласующуюся с естественными ритмами живой природы.

Кроме того, случившийся исключительно благоприятный для Москвы пространственно-временной фактор определяет этот город, как энергетический центр страны.

Второй фактор – религиозный; фактор, определяющий духовную жизнь народа и сосредоточие духовной, нравственной власти в этом едином пространственно-временном центре в лице предстоятеля православной церкви – Патриарха.

Третий фактор – государственный; фактор, определяющий политическую жизнь народа и сосредоточие верховной административной власти государства в лице руководителя государства (будь то царь или президент), так же, как и духовный, в этом же едином пространственно-временном центре.

«Столица» государства, в глубинном значении данного понятия, может состояться лишь в том случае, когда эти три фактора проявляются совместно, по времени и по месту. Если это условие не реализуется, то город, как столица, сформироваться не может. Все нынешние, так называемые, столицы государства мира (за исключением Москвы), являются, по существу, главными городами, то есть административными центрами этих государств; в них сосредоточена лишь государственно-политическая власть того или иного народа, тогда как духовная власть сконцентрирована или в ином городе данного государства, или даже за его пределами. Да и образовались и стоят они не «здорово» ни по времени, ни по месту.

Так, например, не смог стать истиной столицей России город Санкт-Петербург. Потому как два фактора – религиозный и государственный - были разобщены. Все российские монархи, в том числе и Петр I Великий, основатель Санкт-Петербурга, проходили обряд восшествия на престол в Москве, причем с благословения Патриарха. Именно в Москве, со времени митрополита всея Руси свт.Петра и великого князя Ивана I Даниловича Доброго (Калиты) сосредоточилась и по сей день сосредотачивается духовная жизнь русского народа и высшая нравственная власть православия в лице Патриарха. Знаменателен и другой исторический факт: в последней четверти XVIII века, когда «столицей» давно уже числился город Санкт-Петербург, на территории Московского Кремля по проекту Михаила Федоровича Казакова «возводится здание Сената, как утверждение преемственности и традиционности государственной власти». А в XIX веке, лет через 70-80 после возведения Сената, Владимир Иванович Даль вы своем «Толковом словаре живого великорусского языка» отмечает: «В народе нашем есть предсказание, что престольная столица будет снова перенесена в Москву». Предсказание народа, его политическое чутье, вырабатываемое веками по естественному пониманию природы вещей, обозначает, что Москва никогда не отпускала и не отпустит от себя верховные властные государственные функции. К тому же, вне всякого сомнения, и географическая широта размещения Санкт-Петербурга, как и время основания не соответствовали его, вроде бы, столичному назначению.

В связи с этим небезинтересно замечание Гете – выдающегося немецкого мыслителя, естествоиспытателя, сделанное им по поводу выбора местоположения новой российской «столицы». Вот выдержка из дневниковых записей его секретаря:

«Воскресенье. 12 апреля 1829 года.
…Гете рассказал мне о труде Сегюра, посвященном Петру Великому. Этот труд его заинтересовал и многое ему разъяснил.

- Местоположение Петербурга, - сказал он, - непростительная ошибка, тем паче, что рядом имеется небольшая возвышенность, так что император мог бы уберечь город от любых наводнений, если бы построил его немного выше, а в низине оставил бы только гавань. Один старый моряк предостерегал его, наперед ему говорил, что население через каждые семьдесят лет будет гибнуть в разлившихся водах реки. Росло там и старое дерево, на котором оставляла явственные отметины высокая вода.

Но все тщетно, император стоял на своем, а дерево повелел срубить, дабы оно не свидетельствовало против него. Согласитесь, что в подобных поступках личности столь грандиозной есть нечто непонятное. И знаете, чем я это объясняю? Ни одному человеку не дано отделаться от впечатлений юности, и, увы, даже дурное, из того, что стало ему привычным в эти счастливые годы, остается до такой степени любезным его сердцу, что, ослепленный воспоминаниями, он не видит темных сторон прошлого. Так и Петр Великий, желая повторить любимый Амстердам своей юности, построил столицу в устье Невы».

А ведь до сих пор не найдено ни одного исторического документа, подтверждающего основание Санкт-Петербурга, как столичного города. Великому российскому государственному деятелю приписывают деяния, которые он не совершал и даже не мыслил совершать. Резиденция верховной власти, а в данном случае – резиденция императора – это еще не столица государства Россия.

Только сочетание и совместное проявление трех указанных факторов рождает столицу. Это условие необходимое, но недостаточное, если иметь в виду дальнейшую жизнь и судьбу столичного города. Не просто сочетание, а именно гармоничное сочетание и взаимодействие пространственно-временного, религиозно-нравственного (патриарх) и политико-государственно-административного (Президент) факторов бытия определяет вековечность жизни столицы.
Столица – это город, в котором сосредоточена и гармонично совместно действует духовно-религиозная и государственно-политическая Верховная власть народа. В современной России, и именно в Москве, Верховная власть в ее духовно-религиозном аспекте представлена Патриархом Русской Православной Церкви, а в государственно-политическом аспекте – Президентом страны.

Кстати, хочу в этой аудитории высказать несколько соображений по поводу должности Президента в России (если пока не говорить о восстановлении монархии – об этом отдельный разговор). Многие участники данного Собрания были участниками и предыдущих трех подобных собраний, начиная с 2006 года. На каждом из этих собраний я в своих докладах высказывал предложение и аргументировал его обширным историческим материалом по поводу сроков правления высшего должностного лица нашего Отечества. Так вот, средняя длительность правления представителей верховной власти (более 2-х тысяч монархов) за прошедшие 3 тысячи лет составило 15,5 лет. Пренебрегать таким громадным опытом человечества было бы неразумно. Иначе, 15-16 лет – это оптимальная длительность правления в любых условиях жизнедеятельности общества, в том числе и политической.

В связи с этим представляет интерес и свой отечественный опыт управления. Средняя длительность княжеского правления по основным волостям времен угасающей Киевской Руси и становления Руси Московской изменяется от 6 лет для Галицкого и киевского княжеств до 19 лет для княжества Московского. Численность князей и царей московских, самоотверженными усилиями которых создавалась Москва-столица и Великая Русь Московская, составила пять-шесть правителей на столетие. Таковы рациональные цифры исторического опыта.

Данное предложение мы регулярно, ежегодно, записывали в единогласно принимаемые резолюции собраний и рассылали всюду: от общественных организаций (в т.ч. и всех партий) до высшего руководства страны.

И сегодня я хочу выразить удовлетворение тем фактом, что недавно, пусть пока частично и не полностью, но это предложение законодательно реализовано, а также поздравить членов нашей Организации с тем, что наши убежденность в правоте и настойчивость в продвижении этого предложения, смею надеяться, в какой-то мере сыграли свою роль и были учтены при принятии Госдумой этого решения.

Все эти соображения по поводу наиболее рационального и продуктивного срока правления высшего руководителя государства Россия изложены в моей книге «Государство нищих богачей» (изд.2005 г.).

Преобразования в России за последние два десятка лет во многом проводились, да и сейчас проводятся, в соответствии с настоятельными рекомендациями признанных на Западе «экспертов-профессионалов», причем за большие гонорары из государственного бюджета. Эти иностранные специалисты и те, кто их приглашал, поучают нас как нам жить, не осознавая и не чувствуя всей огромности и многовековости России.

Сегодня, как и во все времена актуальна мысль, высказанная почти 100 лет назад русским философом, языковедом, одним из выдающихся представителей древнейшего русского рода князем Николаем Сергеевичем Трубецким: «Мы, русские, должны, прежде всего, отказаться от европейских форм политического мышления, перестать поклоняться идолу (форме правления), к тому же чужому. Перестать верить в возможность идеального законодательства, механически и автоматически гарантирующего всеобщее благополучие, словом должны оставить взгляд на человеческое общество, как бездушный механизм, взгляд, на котором основаны все современные социально-политические идеологии. Не в совершенном законодательстве, а в духе, создающем и укрепляющем государство, через быт и устойчивую идеологию, следует искать грядущий идеал… Задача современной России не в законотворчестве, обеспечивающем юридическую спекуляцию и обман народа, а в делах, создающих устойчивую базу и ее экономическое воплощение» (статья «Европа и человечество», София, 1920).

Опыт управления такой громадной страной, ее населением, богатством накоплен исключительно нашим народом, и поэтому жить, творить и действовать мы должны по своему разумению. А Москва в первую очередь несет в себе этот опыт.

Рождение Москвы, как столичного города России, произошло почти мгновенно, если рассматривать это событие во временных масштабах существования человечества. По меркам же исторического времени - в течение 279 лет.

В становлении и формировании Москвы, как столичного города России, есть три исторические вехи, зафиксированные следующими календарными датами: 1147, 1325 и 1426 гг.
- первая дата - 1147 – год основания города Москва князем Юрием I Владимировичем (Долгоруким);
- вторая дата - 1325 – перевод митрополитом Киевским и всея Руси свт.Петром митрополичьей кафедры из г.Владимира в г.Москву во время правления великого князя Московского Иоанна I Даниловича (Калиты). Москва 1325 года уже не только главный город великого княжества Московского, но и церковная, духовная столица России, к которой стала тянуться и вся Русская земля. Сюда к митрополиту начинают стекаться по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. С 1325 года Москва становится центром «собирания» не только земель, принадлежащих когда-то князьям Владимирским, но и всех Русских земель.

В 2005 году мы пропустили всенародный российский праздник - юбилей: исполнилось 680 лет, как город Москва стал духовным центром православного государства Россия.
 
И, наконец, третья дата – 1426 год – перевод решением великой княгини Софьи Витовтовны и митрополита Фотия правительственного аппарата Владимирского княжества из города Владимир и Москву (очевидно, что это было сделано во исполнение воли великого князя Василия I Дмитриевича, сына великого героя России Дмитрия Донского и мужа Софьи Витовтовны, незадолго до этого скончавшегося и не успевшего осуществить свое намерение). С этого исторического момента и начинается слияние государственных структур и территорий Владимирского и Московского великих княжеств, чем и завершается формирование Москвы, как вековечной столицы Российского государства.

Следует особо подчеркнуть, что дата становления столицы нашего Отечества – 1426 год – является образованием великого государства Россия, которое изначально называлось Великая Московская Русь и в котором мы и сейчас живем.
 
И в 2006 году необходимо было всенародно отмечать 580-летний юбилей Москвы – вековечной столицы Российского государства, а также юбилей и всей России («День России»).
 
И если первая дата 1147 год – год основания города – прочно отложилась в памяти и сознании народа, как исторически состоявшийся факт; давно и широко ежегодно отмечается москвичами, как праздник «День города», то две другие, не менее значимые для России даты, а именно 1325 и 1426 годы, если и упоминаются в некоторых энциклопедических справочниках, то, как бы мимоходом, без глубинного осмысления значимости этих дат и событий, которые тогда произошли.

Как и в предыдущие 583 года, так и в наше время, да и в обозримом грядущем Москва – единственный на планете город, имеющий статус истинной столицы. В силу этого она требует к себе иного отношения, чем какой-либо другой мегаполис мира, даже если последний является главным городом какого-то государства.

Не для того, на протяжении столетий, князья и цари-собиратели русских земель, основатели и строители города Москва, в том числе и священнослужители, преобразователи этого города в столицу величайшего государства планеты, отдавали жизни свои и своих сыновей-княжичей, чтобы по чьей-то прихоти был разрушен вековечный символ Российского государства – Москва. Тем самым уничтожается само понятие – столица России. А это означает, что будет положено начало быстрому уничтожению и России, как великой, божьей матерью избранной, страны. Так, кстати говоря, уже было сделано, и почему-то пока безнаказанно. С Советским Союзом.

Сегодня в докладе я не буду подробно останавливаться на доказательстве пагубности для самой власти и для всей России растаскивания и размазывания по областным городам властных функций, присущих только столице страны (государства). Об этом я и писал и говорил в выступлениях, статьях и книгах.

Скажу лишь, что в России неотвратимо действует природный, исторически подтвержденный закон: территориальное рассредоточение в масштабах страны системообразующих управленческих структур верховной власти – это начало разрушения самой верховной власти, а значит и государства, т.е. развала государства Россия!

Однако, хотя и изредка, но появляются какие-то неуемные в своих тщеславных амбициях деятели, которым хочется натворить что-то грандиозное, и непременно, исторически значимое. Такое бывало во все времена. Но одно дело, когда грядущее событие диктуется жесткой политической необходимостью, такой, например, как перенос резиденции царя из Москвы в Санкт-Петербург (1713 г.), и другое дело – разрушение православных соборов, например, Храма Христа Спасителя (1934 г.). Во время Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) Иосиф Виссарионович Сталин, не меньший самодержец и властелин страны, чем Петр I, также назначил решением Госкомитета обороны от 15 октября 1941 года «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы» временной, запасной столицей страны г. Куйбышев. И если бы не гигантские сверхчеловеческие усилия Советской армии и всего российского народа по защите Москвы – столицы России – это решение Сталина было бы, вне всякого сомнения, выполнено, и не известно на какой по длительности срок. Так что же, следуя недальновидным амбициям обличенных временной властью руководящих деятелей, а также их ретивых выдвиженцев, в случае, если когда-нибудь вдруг к власти в России придут выходцы из г. Самары (г. Куйбышев), в этот город надо будет переносить столичные функции или хотя бы их часть?!

(Кстати, немного об этих ретивых «приспособленцах», толпящихся у сеней «Дома власти». Один такой, некто одноразовый кандидат в президенты во время последних президентских выборов в своей предвыборной программе предлагал растащить, размазать московские столичные функции (Совет Федерации, Российская Академия наук и т.п.) по различным городам страны (Казань и др.), а другой такой же штатный, вечно «толпящийся у сеней», недавний экономический руководитель страны ни за что содеенное им, конечно, не отвечающий, но – поучающий, а ныне преуспевающий шоумен-затейник от экономики заявил на одной популярной радиостанции, что надо вообще растащить по многим городам страны столичные функции, а Москва пусть отдохнет от своих столичных функций; и что ничего страшного он в этом не видит.

Ох! Как же люто они не любят (если не говорить своими словами) Россию. А что касается постоянной возни определенных сил вокруг переноса части столичных функций из Москвы в Санкт-Петербург, то вполне очевидно, что за этим стоит примитивное стремление перевести в город на Неве финансовые потоки.

Санкт-Петербург так и не стал сосредоточием Земли Русской, хотя и прозвался «северной столицей». А это значит, что у государства было как бы две столицы: одна – Москва, а другая – просто «северная». Душа и сердце России – Москва – в одном месте, а мозг и руки ее - в другом – в Санкт-Петербурге. Через двести с лишним лет такое раздвоение аукнулось крамолой, февральской революцией, гражданской войной, там же прекратила свое существование и династия царей Романовых. «Северная столица» исчерпала свое временное столичное назначение, а город выжил, пройдя через немыслимые бедствия, И во времена Александра Сергеевича Пушкина, и в наше время – это все-таки «Петра творенье», величайший город, форпост северо-западных земель российских.

Долговечность существования города-столицы определяется не только уровнем взаимодействия двух системных составляющих Верховной власти (духовной и административной), но и пространственно-временным фактором образования его. Для Москвы этот фактор оказался наиболее благоприятным: географически местоположение Москвы определяется узлом-пересечением золоточисленной параллели и меридиана, в котором проявляется мощнейшее энергетическое взаимодействие Земли и Космоса, а само время образования Москвы практически совпадает с пиком 912-летней солнечной активности. Гармония взаимодействия духовно-религиозной и государственно-политической составляющих Верховной власти народа с учетом благоприятного объективно действующего пространственно-временного фактора образования города – есть необходимое и достаточное условие вековечности столицы России, а именно – Москвы.

Спрашивается, а кому же именно мы обязаны этому знаменательному историческому событию?

Образование Москвы, как духовно й столицы Всея Руси, навечно связано с именами двух выдающихся деятелей Земли Русской – великим князем Московским Иоанном I Даниловичем (Калитой) и митрополитом Киевским и Всея Руси свт.Петром, а окончательному формированию Москвы, как полноправной и полноценной столицы российского государства, мы обязаны великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу, его супруге Софье Витовтовне и митрополиту Киевскому и Всея Руси Фотию.

В связи с непреходящей значимостью деяний этих людей во благо Москвы было бы справедливым и необходимым делом воздвигнуть им памятники в центре Москвы, дабы увековечить священную память о них для потомков. А что касается конкретно мест (если нет свободных), то их вполне можно найти путем освобождения земли московской от памятников лицам, ничего не значащим для Москвы, а то и нанесших значительный вред ей.

По мнению Ивана Егоровича Забелина, директора императорского Исторического музея, с которым нельзя не согласиться, главное состоит в том, что «всех потомков князя Юрия I Владимировича Долгорукого, правивших в Москве, отличало необычайно развитое чувство ответственности, истоки которой лежали в изначальном церковно-государственном характере московского домостроительства, направленного на объединение материальных и духовных сил русского народа».

Говорят про некоторые страны, о переводе якобы их столиц из одного города в другой город. Правильнее было бы говорить об изменении статуса главного города, административно-политического центра этих стран, которые по существу не являются истинными столицами государств.

Приходится слышать наших прозападных журналистов и особенно молоденьких, ретивых: «Вы вот все про Москву – вековечную столицу России, а в США взяли, да и перенесли столицу Штатов из Филадельфии в Вашингтон и ничего, страна процветает». Им на это я могу ответить словами бразильского футболиста, чемпиона мира Ривелино. Его как-то, в начале 70-х годов спросили, а тогда уже набил силу уникальный футбольный талант Марадоны: «Как Вы относитесь к тому, что скоро Марадона превзойдет Пеле?». На что Ривелино, сам великий футболист, сказал: «Пусть Марадона забьет 1000 голов, тогда и будем обсуждать эту тему, если она еще останется». Марадона 1000 голов так и не забил. Вот так бы я ответил этим журналистам по поводу сравнения России и США.

Москва, как город и как столица была сотворена исключительно русским народом, всей землей русской: суздальскими, владимирскими, ростовскими, нижегородскими, новгородскими, псковскими, киевскими, черниговскими, калужскими, полоцкими, рязанскими, смоленскими, тверскими людьми – всех не перечислить. Посильное участие в этом деле приняли и представители других народов – ромеи, болгары, сербы, татары, башкиры, мордва. Уже потом, после образования Москвы, как столицы молодого развивающегося, но уже великого государства, город рос и развивался усилиями не только русского народа, но и обрусевших немцев, поляков, итальянцев, французов, евреев и других.

На всем протяжении становления и развития Москвы-столицы стержнем этого творения были и есть именно Православная Вера и Духовность, олицетворением которых является Русская Православная Церковь. Именно благодаря органическому сочетанию православного духа и самоотверженного дела Русского народа и состоялось такое всемирно-историческое явление, как вековечная столица Российского государства – Москва.

Поэтому для всех обосновавшихся в России должно быть понятно, что жить им в безопасности и счастливо возможно лишь при том условии, если они будут признавать и уважать приоритет православной веры на территории Российского государства и, тем более, в его сердце – в Москве. Но и не сомневаясь, что и их религия всегда будет в почете и уважаема в России и в Москве!

Со времен поспешного и необдуманного, а я скажу - преступного развала Советского Союза различные общественно-политические организации, профсоюзы, государственные деятели, творческие союзы, религиозные организации и многие другие усиленно, но безуспешно занимаются поиском так называемой «Национальной Идеи». Россия, в ее нынешнем состоянии, проживающие в ней народы и отдельные граждане действительно очень нуждаются в понятной и близкой им всем «Национальной Идее». А между тем, в России нет другого, более сильного сплачивающего людей и народы фактора, нежели понимание широкой общественностью особой роли Москвы-столицы в единении, укреплении и процветании Отечества, во всенародной любви к ней. Вот поэтому для решения этой идеологической задачи, кроме широких пропагандистских и разъяснительных мероприятий, необходимо установить ежегодный государственный праздник «День России, День Москвы – вековечной столицы России».

Особо важной задачей в работе по возвеличиванию роли Москвы, стоящей перед московской общественностью и властными структурами, является работа по укреплению ее международного авторитета: Москва – столица мира!

Это особое предназначение Москвы и ее ведущую роль в судьбе великой страны – России и в судьбе мирового сообщества необходимо разъяснять и буквально внедрять в сознание людей с детства – с яслей, детских садов и школ.
В этом разделе доклада хочу привести очень интересные и поучительные исторические факты, связанные с тяжелым процессом возвеличивания Москвы.

Как я уже отмечал выше, первое упоминание о Москве в летописи датировано 4 апреля 1147 года.

«Именно в этот день, спустя 700 лет по основании древней столицы, инициативная группа москвичей в составе митрополита Филарета, писателя Константина Аксакова и генерал-губернатора Алексея Щербатова решила провести самый первый юбилей. Планировали грандиозные трехдневные торжества с иллюстрацией и даровым угощением на площадях. Но все обломал государь император Николай I. Москву он недолюбливал и, когда оргкомитет предоставил ему свой план, медлил с ответом аж до 31 декабря 1846 г. А ответ был таков – праздник, мол, так и быть, разрешаю, но чтоб юбилей провели не позже следующего дня – 1 января 1847 г. Все замерли в ужасе, но против монаршей воли выступать дураков не нашлось. Из всего, что хотели, успели только сделать сальные плошки для иллюминации, но половина из них тут же погасла. Так в традицию Дня города изначально заложили административную нервозность и приказной тон». («Аргументы и факты» №36,2009 г.)

Обращаю ваше, уважаемые товарищи и друзья, на состав той, так называемой, «инициативной группы»: сын великого русского писателя и сам значительный историк и известный в то время публицист, митрополит и сам генерал-губернатор и на повод высочайшего обращения : всего-то отпраздновать день рождения города. И с какими непреодолимыми трудностями они столкнулись! А мы с вами, дорогие друзья, взялись за решение несравнимо более сложной задачи, имеющей не местное, а общегосударственное и международное значение. И я уверен, что мы ее решим еще при нашей с вами жизни.

Дорогие друзья! Я вынужден прервать доклад, чтобы предложить вам почтить память выдающегося сына Москвы и России Саввы Васильевича Ямщикова, который недавно ушел из жизни и похоронен в любезной ему Псковской земле. Савва был одним из тогда немногих зачинателей нашего движения и с такое же яростью и беззаветностью отстаивал и продвигал наши идеи, с какой он боролся за возвращение в Россию культурных ценностей и национальных сокровищ украденных, награбленных, проданных и увезенных за границу и в частные коллекции оккупантами, грабителями, ворами и бессовестными и корыстными чиновниками, обладавшими и обладающими достаточной для этого властью, а также за спасение, реставрацию и сохранение тех культурных ценностей, которые еще остались в нашем Отечестве.

Прошу почтить светлую память нашего друга и российского подвижника Саввы Ямщикова!

Спасибо. Продолжим Собрание.

В дальнейшем за организацию и проведение празднования Дня города брались Сталин и Ельцин. Ну этим могучим деятелям уже не надо было и спрашивать ни у кого разрешений и празднования проводились на высочайшем уровне на радость москвичей и гостей столицы и на изумление иностранцев.

Хочу сообщить собранию, что для помощи властным структурам города в решении этих и других задач, а также во исполнение Резолюции первого аналогичного собрания московской общественности 4 мая прошлого года создана и зарегистрирована Региональная общественная организация ревнителей московского исторического наследия и памяти «Москва – вековечная столица государства». В Организацию уже вступили более 300 человек и не только москвичей. Так, в Правление Организации поступило 32 заявления о вступлении в ее члены из г. Будапешт (Венгрия). Заявители полностью согласны с положениями Устава Организации и будут стараться принимать посильное участие в ее деятельности. Все желающие также могут вступить в Организацию, заполнив соответствующее заявление, бланк которого размещен на сайте Организации и за столом регистрации.

Сопоставляя демографическую историю Москвы с аналогичной историей других городов нашего Отечества, а также иноземных мегаполисов, можно прийти к пониманию того, насколько неумолимо могучей и мощной является поступь эволюции человеческих сообществ, неотвратимо сметающей на своем пути все, что мешает ее продвижению, и всех, кто своими неадекватными, по невежеству или по злому умыслу, действиями пытается ей противостоять.

В частности хочу коснуться темы управления таким мегаполисом, как Москва и обозначить путь решения этой проблемы.

С системных позиций мегаполис Москва, включающий в себя собственно город и окружающую его городскую агломерацию, требует создания централизованной структуры управления, власти. Уже сегодня Московская городская агломерация – это, фактически, вся Московская область. Искусственное разделение объекта управления на две подсистемы – город и городскую агломерацию, управляемые двумя равноправными властными структурами (Правительство города Москва и Правительство Московской области), абсурдно, не соответствует природе вещей и вредно для жизнедеятельности системы в целом и для каждого из проживающих в ней людей. Исходя из этих системных соображений, следует однозначный вывод – город Москву и Московскую область необходимо объединить в один субъект государства (то есть в часть страны, отличающуюся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения) с единым руководством, и тем самым исправить ошибку, совершенную в 1931 году. То же самое можно сказать про город Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также про целый ряд других искусственных территориальных образований на просторах Российской Федерации.

Конечно, у этого естественного природного процесса есть много влиятельных противников: кто по корыстным экономическим (а значит финансовым) соображениям, кто по политическим соображениям, а кто по недоумию. Губернатор Московской области, например, пугается сам и пугает население придуманной им (или ему) «пугалкой» - при объединении получится «настоящий монстр» и недоумевает: как и кем он будет управлять и зачем это вообще нужно?

Ну, для управления этой, всего лишь административно-территориальной единицей страны найдутся, конечно, у нас масштабные деятели, которые и захотят и смогут это сделать. Ведь управляются же всей страной, которая побольше, чем Москва и Московская область вместе, вполне обыкновенные российские люди. И даже не генералы! А вот генералы, в т.ч. и губернаторы, по их команде быстро и с удовольствием строятся, легко соображают где направо, где налево и маршируют с песней куда им прикажут.

А «зачем это нужно?» кратко мною изложено только что в докладе и подробно и обоснованно – несколько лет назад в статье «О закономерностях развития административно-территориальных систем расселения и их практической реализации» (конкретно по отношению к системе: город Москва и Московская область), а также в обстоятельном и фундаментальном докладе при обсуждении этой темы на заседании Научно-технического совета при Мэре Москвы, да еще и в книге «Государство нищих богачей» (изд.2005 г.).

Кстати говоря, вопрос объединения обсуждался и конкретно решался еще в 1991 году, когда на совместном заседании президиумов Моссовета и Мособлсовета был принят генеральный договор, определяющий основные направления совместной деятельности в социально-экономическом развитии Москвы и Московской области. А ведь тогда у власти, в т.ч. и в стране, стояли совсем другие люди. Договор стал практическим конкретным шагом (в том числе и юридическим) к объединению города и области в единый административно-территориальный субъект государства. Необходимо обратить внимание общественности на недоразумение, возникшее после системной государственной ошибки, совершенной в 1931 году.

Сейчас Московская область готовится отмечать, как объявлено руководством области, 80-летний юбилей ее образования. Хочется задать губернатору области простой вопрос: а в каком городе будут проходить центральные мероприятия, связанные с этим праздником?

Заканчивая тему этого природного процесса напомню, что еще совсем недавно (по историческим меркам) сильные мира того Ох, как возражали против немногочисленных, но стойких и самоотверженных подвижников отстаивания того очевидного для них, но не понятного и не нужного для властителей, того природного факта, что Земля не есть блин, стоящий на трех китах, а круглая и совсем не главная в космическом пространстве. Возражали, вплоть до сожжения на кострах этих еретиков.

В завершение моего доклада хочу особенно отметить и поприветствовать находящихся в этом зале многочисленных представителей подрастающего поколения москвичей: школьников, суворовцев, учащихся колледжей и других средних учебных заведений, а также студентов различных московских ВУЗов. Ведь именно вам предстоит в будущем, желательно, конечно, еще при нашей, людей гораздо более старшего возраста, жизни, реализовать то, о чем мы договариваемся на подобных собраниях.

И, наконец, закончу словами Владимира Владимировича Путина, которые он произнес в качестве Президента российской Федерации, на торжествах, посвященных 860-летию со дня образования города Москва.

«В древней истории столицы отражена сама судьба нашего Отечества, все его трудности и свершения, его великие победы и тяжелые испытания. Москва подняла знамя всей России и стала столицей.

И сегодня в Москве гармонично уживаются прошлое, настоящее и будущее. Образ Москвы – это образ нашего общего дома. Где бы каждый из нас ни родился, где бы ни вырос, для всех Москва – это слава и гордость России». А нынешний Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев на праздновании «Дня города 2009», поздравляя Москву и москвичей с праздником и пожелав им в этот солнечный день быть в хорошем праздничном настроении, подчеркнул: «Со столицей связаны важнейшие события нашей государственной истории. Москва – это символ России, ее единства, символ ее великой судьбы и постоянного развития».


Поздравлю вас с 583-й годовщиной Москвы – столицы нашего Отечества.


Да здравствует Москва – вековечная столица России!
Ура!





Председатель правления региональной
общественной Организации ревнителей
московского исторического наследия
и памяти «Москва – вековечная столица
государства» И.И.Артанов