Большой зал
Центрального Дома учёных
Российской академии наук
25 сентября 2008 года
ДОКЛАД
на собрании московской общественности и представителей
молодежных и студенческих организаций
«Золотые ритмы Москвы. Москва – вековечная столица России»
Уважаемые товарищи!
Дорогие друзья!
Приветствую всех Вас, присутствующих в этом замечательном зале знаменитого на весь мир Центрального дома учёных Российской академии наук и поздравляю с праздником нашего любимого и самого замечательного на Земле города, с праздником, который, как всегда в начале сентября, отметили все москвичи и гости столицы.
А именно – с 861-й годовщиной образования города Москва.
Но мы с вами собрались в этом зале, хотя и в рамках празднования «Дня города», но по поводу празднования совершенно другой даты и другого исторического события, связанных с Москвой.
Отмечая год за годом дату рождения города Москва (1147 г.) и особенно его круглые юбилейные даты, вряд ли кто из жителей не только столицы, но и всей России задумывался над тем, о каком, собственно, празднике идет речь. То ли о городе - Москве, то ли о столице – Москве, поскольку оба эти понятия по отношению к Москве – и город и столица – для них просто стали синонимами.
Город с места не сдвинешь, день рождения города из истории не выкинешь. Во все времена этот день Москва отмечала, как и положено по летописи, в начале апреля. В советские же времена по очевидным идеологическим соображениям, дабы радость этого праздника не перерастала во всенародное празднование пасхальных дней, власть перенесла его на начало осени.
Поскольку Москва не просто город, а город особенный, столица, то и день рождения ее, а тем более юбилей в сознании российского народа отмечается как юбилей стольного города. Между тем, основание города и становление города-столицы – события различного плана.
Москва, выросшая из укрепленного военного пункта на Боровицком холме, в течение более чем столетнего периода была крохотным захолустным городком по сравнению с такими значительными городами средневековой Руси как Чернигов, Полоцк, Владимир, Смоленск, Переяславль (Южный) и Переяславль-Залесский, Суздаль, Новгород, Псков и др. И только в XV веке Москва рождается уже как столица русского государства. Удивительно, что это событие, имеющее чрезвычайно важное историческое и политическое значение для судеб русского народа и других народов России, никаким образом не отмечено. Мало того, у историков не только нет вразумительного ответа на вопрос: когда же все-таки и почему именно Москва стала столицей нашего Отечества?! Даже и вопросом таким, по-видимому, никто не задавался.
А ведь столицей Российского государства Москва стала спустя без малого три века, а именно 279 лет с момента образования самого города.
Тысячелетний исторический опыт существования немногих столичных городов мира (всего не более 5-6), в том числе и Москвы, свидетельствует о наличии трех системообразующих факторов, совместное действие которых приводит к образованию столицы государства.
Первый фактор – пространственно-временной; фактор, определяющий месторасположение и время образования столичного города. Этот фактор в случае последующего полноценного формирования столичного города указывает на особые уникальные условия географического месторасположения будущей столицы и особую временнyю дату ее образования, согласующуюся с естественными ритмами живой природы.
Кроме того, случившийся исключительно благоприятный для Москвы пространственно-временно?й фактор определяет этот город как энергетический центр страны.
Второй фактор – религиозный; фактор, определяющий духовную жизнь народа и сосредоточие духовной, нравственной власти в едином пространственно-географическом центре в лице предстоятеля православной церкви - Патриарха.
Третий фактор – государственный; фактор, определяющий политическую жизнь народа и сосредоточие верховной административной власти государства в лице руководителя государства (будь то царь или президент), также как и духовной, в этом же едином пространственно-географическом центре.
«Столица» государства, в глубинном значении данного понятия , может состояться лишь в том случае, когда эти три фактора проявляются совместно, по времени и по месту. Если это условие не реализуется, то город как столица сформироваться не может. Все нынешние так называемые столицы государств мира (за исключением Москвы) являются по существу главными городами, то есть административными центрами этих государств; в них сосредоточена лишь государственно-политическая власть того или иного народа, тогда как духовная власть сконцентрирована или в ином городе данного государства, или даже за его пределами. Да и образовались и стоят они не «здорово» ни по времени, ни по месту.
Так, например, не смог стать истинной столицей России город Санкт-Петербург. Потому как два фактора – религиозный и государственный – были разобщены. Все российские монархи, в том числе и Петр I Великий, основатель Санкт-Петербурга, проходили обряд восшествия на престол в Москве, причем с благословения Патриарха. Именно в Москве, со времен митрополита всея Руси свт.Петра и великого князя Ивана I Даниловича Доброго (Калиты) сосредоточилась и по сей день сосредотачивается духовная жизнь русского народа и высшая нравственная власть православия в лице Патриарха. Знаменателен и другой исторический факт: в последней четверти XVIII века, когда «столицей» давно уже числился город Санкт-Петербург, на территории Московского Кремля по проекту Михаила Федоровича Казакова «возводится здание Сената, как утверждение преемственности и традиционности государственной власти». В XIX веке, лет через 70-80 после возведения Сената, Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» отмечает: «В народе нашем есть предсказанье, что престольная столица будет снова перенесена в Москву». Предсказание народа, его политическое чутье, вырабатываемое веками по естественному пониманию природы вещей, обозначает, что Москва никогда не отпускала и не отпустит от себя верховные властные государственные функции. К тому же, вне всякого сомнения, и географическая широта размещения Санкт-Петербурга, как и время основания его не соответствовали его столичному назначению.
В связи с этим небезынтересно замечание Гете – выдающегося немецкого мыслителя, поэта, естествоиспытателя, сделанное им по поводу выбора местоположения новой российской «столицы». Вот выдержка из дневниковых записей его секретаря.
«Воскресенье, 12 апреля 1829 г.
… Гете рассказал мне о труде Сегюра, посвященном Петру Великому. Этот труд его заинтересовал и многое ему разъяснил.
- Местоположение Петербурга, - сказал он, - непростительная ошибка, тем паче, что рядом имеется небольшая возвышенность, так что император мог бы уберечь город от любых наводнений, если бы построил его немного выше, а в низине оставил бы только гавань. Один старый моряк предостерегал его, наперед ему говорил, что население через каждые семьдесят лет будет гибнуть в разлившихся водах реки. Росло там и старое дерево, на котором оставляла явственные отметины высокая вода.
Но все тщетно, император стоял на своем, а дерево повелел срубить, дабы оно не свидетельствовало против него. Согласитесь, что в подобных поступках личности столь грандиозной есть нечто непонятное. И знаете, чем я это объясняю? Ни одному человеку не дано отделаться от впечатлений юности, и, увы, даже дурное, из того, что стало ему привычным в эти счастливые годы, остается до такой степени любезным его сердцу, что, ослепленный воспоминаниями, он не видит темных сторон прошлого. Так и Петр Великий, желая повторить любимый Амстердам своей юности, построил столицу в устье Невы».
А ведь до сих пор не найдено ни одного исторического документа, подтверждающего основание Санкт-Петербурга, как столичного города. Великому государственному деятелю приписывают деяние, которое он не совершал и даже не думал совершать. Резиденция верховной власти, а в данном случае – резиденция императора – это еще не столица государства Россия.
Только сочетание и совместное проявление трех указанных факторов рождает столицу. Это условие необходимое, но недостаточное, если иметь в виду дальнейшую жизнь и судьбу столичного города. Не просто сочетание, а именно гармоничное сочетание и взаимодействие пространственно-временно?го, религиозно-нравственного (Патриарх) и политико-государственно-административного (Президент) факторов бытия определяет вековечность жизни столицы.
Столица – это город, в котором сосредоточена и гармонично совместно действует духовно-религиозная и государственно-политическая Верховная власть народа. В современной России, и именно в Москве, Верховная власть в ее духовно-религиозном аспекте представлена Патриархом Русской Православной Церкви, а в государственно-политическом аспекте – Президентом страны.
Кстати, хочу в этой аудитории высказать несколько соображений по поводу должности Президента в России (если не говорить пока о восстановлении монархии).
Средняя длительность правления представителей верховной власти (более двух тысяч монархов) за прошедшие 3 тысячи лет составила 15,5 лет. Пренебрегать таким громадным опытом человечества было бы неразумно. Иначе, 15-16 лет – это оптимальная длительность правления в любых условиях жизнедеятельности общества, в том числе и политической.
В связи с этим представляет интерес и свой, отечественный опыт управления. Средняя длительность княжеского правления по основным волостям времен угасающей Киевской Руси и становления Руси Московской изменяется от 6 лет для Галицкого и Киевского княжеств до 19 лет для княжества Московского. Численность князей и царей московских, самоотверженными усилиями которых создавалась Москва-столица и Великая Русь Московская, составила пять-шесть правителей на столетие. Таковы рациональные цифры исторического опыта. Подробно и обоснованно эта тема изложена в моей статье, которая была опубликована в прессе и размещена на сайте нашей Организации.
Четырехлетний срок правления не дает развернуться талантливому руководителю. Что можно понять про Россию за 4 года? (Да даже и за 8 лет?) Ее и объехать-то за такой срок невозможно! А когда же думать и что-то делать для ее гармоничного развития? Искусству владения верховной властью сегодня, к сожалению, не учат, как когда-то учили властвовать своих сыновей князья и цари московские. Это трудное учение, не всякому по плечу. Еще труднее представить себе князя, который во всеуслышанье заявил бы, что он не держится за власть!
Привести срок верховного правления в соответствие с требованиями живой природы, исторически выработанной нормой в 15-16 лет – это значит открыть дорогу к высшей власти руководителям «от бога». К тому же этот срок позволит обеспечить руководителю государства душевное спокойствие и создаст необходимые условия для ответственной, плодотворной и гармоничной работы всех ветвей власти. Если кому-то такая статистическая норма покажется не убедительной, то тогда следует обратиться к святоотеческому тысячелетнему опыту пожизненного избрания митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви (988-1989 гг.): средняя длительность правления Предстоятеля РПЦ – 12 лет (8 предстоятелей за столетие), что практически соответствует ранее обозначенной мной оптимальной норме длительности правления высшего государственного руководителя. В организационном плане это можно легко осуществить, установив конституционный порядок всенародного избрания Президента России подряд на два срока по 7 лет или на три срока по 5 лет, или даже на четыре срока по 4 года. В этом случае народ может практически безболезненно исправить возможную грубую ошибку.
Все эти соображения по поводу наиболее рационального и продуктивного срока правления высшего руководителя государства Россия изложены в моей книге «Государство нищих богачей».
Преобразования в России за последние два десятка лет во многом осуществлялись и осуществляются в соответствии с настоятельными рекомендациями признанных на Западе «экспертов-профессионалов», причем за большие гонорары из государственного бюджета. Эти иностранные специалисты и те, кто их приглашал, поучают нас как нам жить, не сознавая и не чувствуя всей огромности и многовековости России.
Сегодня, как и во все времена актуальна мысль, высказанная русским философом, языковедом, одним из выдающихся представителей древнейшего русского рода князем Николаем Сергеевичем Трубецким: «Мы русские, должны, прежде всего, отказаться от европейских форм политического мышления, перестать поклоняться идолу, (форме правления) к тому же чужому. Перестать верить в возможность идеального законодательства, механически и автоматически гарантирующего всеобщее благополучие, словом должны оставить взгляд на человеческое общество, как бездушный механизм, взгляд, на котором основаны все современные социально-политические идеологии. Не в совершенном законодательстве, а в духе, создающем и укрепляющем государство, через быт и устойчивую идеологию, следует искать грядущий идеал… Задача современной России не в законотворчестве, обеспечивающем юридическую спекуляцию и обман народа, а в делах, создающих устойчивую духовную базу и ее экономическое воплощение» (статья «Европа и человечество», София, 1920).
Опыт управления такой громадной страной, ее населением, богатством накоплен исключительно нашим народом, и поэтому жить, творить и действовать мы должны по своему разумению. А Москва в первую очередь несет в себе этот опыт.
Хочу сообщить также, чтобы не было никаких домыслов у присутствующих, а особенно, у средств массовой информации, что соображения, доказательства и выводы, которые легли в книгу «Государство нищих богачей», в том числе и по срокам оптимальной и наиболее результативной длительности правления высшего руководителя России, формировались и крепли по мере накопления фактического материала с последующей его математической обработкой в течение нескольких лет.
Так:
Книга издана в 2004 году (вышла в свет в 2005 году).
Книга пролежала в издательстве более года. То есть это – 2003 год.
Книга писалась, формировалась, редактировалась и т.д. и т.п. три года. То есть это было еще в прошлом веке!
Таким образом, то, что по этому поводу зафиксировано в книге, сформировалось в обоснованное убеждение тогда, когда не было ни у кого даже мыслей не только о продлении срока предыдущего и нынешнего руководителей страны, а даже о их самих еще никто не знал.
Но это просто ремарка, а не тема для сегодняшнего обсуждения.
Рождение Москвы как столичного города России произошло почти мгновенно, если рассматривать это событие во временны?х масштабах существования человечества. По меркам же исторического времени – в течение 279 лет.
В становлении и формировании Москвы как столичного города России есть три исторические вехи, зафиксированные следующими календарными датами: 1147, 1325 и 1426 гг.
– Первая дата – 1147 – год основания города Москвы князем Юрием I Владимировичем (Долгоруким);
– вторая дата – 1325 год – перевод митрополитом Киевским и Всея Руси свт.Петром митрополичьей кафедры из г.Владимира в г.Москву во время правления великого князя Московского Иоанна I Даниловича (Калиты). Москва 1325 года уже не только главный город великого княжества Московского, но и церковная, духовная столица России, к которой стала тянуться вся Русская земля. Сюда к митрополиту начинают стекаться по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. С 1325 года Москва становится центром «собирания» не только земель, принадлежащих когда-то князьям Владимирским, но и всех Русских земель.
В 2005 году мы пропустили всенародный российский праздник-юбилей: исполнилось 680 лет, как город Москва стал духовным центром православного государства Россия.
И, наконец, третья дата – 1426 год – перевод решением великой княгини Софьи Вито?втовны и митрополита Фотия правительственного аппарата Владимирского княжества из стольного города Владимира в Москву (очевидно, что это было сделано во исполнение воли великого князя Василия I Дмитриевича, сына великого героя России Дмитрия Донского, мужа Софьи Вито?втовны, незадолго до этого скончавшегося и не успевшего осуществить свое намерение). С этого исторического момента и начинается слияние государственных структур и территорий Владимирского и Московского великих княжеств, чем и завершается формирование Москвы, как вековечной столицы Российского государства.
Следует особо подчеркнуть, что дата становления столицы нашего Отечества – 1426 год - является и датой образования великого государства Россия, которое изначально называлось Великая Московская Русь и в котором мы и сейчас живем.
И в 2006 году необходимо было всенародно отмечать 580-летний юбилей Москвы – вековечной столицы Российского государства, а также юбилей и всей России («День России»).
И если первая дата 1147 год – год основания города – прочно отложилась в памяти и сознании народа, как исторически состоявшийся факт, давно и широко ежегодно отмечается москвичами как праздник «День города», то две другие, не менее значимые для России даты, если и упоминаются в некоторых энциклопедических справочниках, то как бы мимоходом, без глубинного осмысления значимости этих дат.
Как и в предыдущие 582 года, так и в наше время, да и в обозримом грядущем Москва – единственный на планете город, имеющий статус истинной столицы. В силу этого она требует к себе иного отношения, чем какой-либо другой мегаполис мира, даже если последний является главным городом какого-то государства.
Не для того на протяжении столетий князья и цари-собиратели русских земель, основатели и строители города Москвы, в том числе и священнослужители, преобразователи этого города в столицу величайшего государства планеты отдавали жизни свои и своих сыновей-княжичей, чтобы по прихоти залетных провинциалов-начальников был разрушен вековечный символ Российского государства – Москва. Тем самым уничтожается само понятие столица России. А это означает, что будет положено начало быстрому уничтожению самой России, как великой, божьей матерью избранной, страны. Так, кстати говоря, уже было сделано, и почему-то пока безнаказанно, с Советским Союзом.
В России неотвратимо действует природный, исторически подтвержденный закон: территориальное рассредоточение в масштабах страны системообразующих управительных структур верховной власти – это начало разрушения самой верховной власти, а значит и государства.
Однако, хотя и изредка, но появляются какие-то неуемные в своих тщеславных амбициях деятели, которым хочется натворить что-то грандиозное, и непременно исторически значимое. Такое бывало во все времена. Но одно дело, когда грядущее событие диктуется жесткой политический необходимостью, такой, например, как перенос резиденции царя из Москвы в Санкт-Петербург (1713 г.), и другое дело – разрушение православных соборов, например, Храма Христа Спасителя (1934 г.). Во время Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) Иосиф Виссарионович Сталин, не меньший самодержец и властелин страны, чем Петр I, также назначил решением Госкомитета обороны от 15 октября 1941 г. «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы» временной, запасной столицей страны г. Куйбышев. И если бы не гигантские сверхчеловеческие усилия Советской армии и всего российского народа по защите Москвы – столицы России, – это решение Сталина было бы, вне всякого сомнения, выполнено, и не известно на какой по длительности срок. Так что же, следуя недальновидным амбициям обличенных вре?менной властью руководящих деятелей, а также их ретивых выдвиженцев, в случае, если когда-нибудь вдруг к власти в России придут выходцы из г.Самары (г.Куйбышев), в этот город надо будет переносить столичные функции или хотя бы их часть?! (Кстати, об этих ретивых «приспособленинцах», толпящихся у сеней «Дома власти». Один такой, некто одноразовый кандидат в президенты, год назад в своей предвыборной программе предлагал растащить, размазать московские столичные функции (Совет Федерации, Российская академия наук и др.) по различным городам (Казань и др.). Ох! Как же люто они не любят (если не говорить своими словами) Россию). А что касается нынешней возни определенных сил вокруг переноса части столичных функций из Москвы в Санкт-Петербург, то вполне очевидно, что за этим стоит примитивное стремление перевести в город на Неве финансовые потоки.
Санкт-Петербург так и не стал сосредоточием Земли Русской, хотя и прозвался «северной столицей». А это значит, что у государства было как бы две столицы: одна – Москва, а другая – просто «северная». Душа и сердце России – Москва – в одном месте, а мозг и руки ее – в другом – в Санкт-Петербурге. Через двести с лишним лет такое раздвоение аукнулось крамолой, февральской революцией, гражданской войной, там же прекратила свое существование и династия царей Романовых. «Северная столица» исчерпала свое врeменное столичное назначение, а город выжил, пройдя через немыслимые бедствия. И во времена Александра Сергеевича Пушкина, и в наше время – это все-таки «Петра творенье», величайший город, форпост северо-западных земель российских.
Долговечность существования города-столицы определяется не только уровнем взаимодействия двух системных составляющих Верховной власти (духовной и административной), но и пространственно-временным фактором образования его. Для Москвы этот фактор оказался наиболее благоприятным: географически местоположение Москвы определяется узлом-пересечением золоточисленной параллели и меридиана, в котором проявляется мощнейшее энергетическое взаимодействие Земли и Космоса, а само время образования Москвы практически совпадает с пиком 912-летней солнечной активности. Гармония взаимодействия духовно-религиозной и государственно-политической составляющих Верховной власти народа с учетом благоприятного объективно действующего пространственно-временно?го фактора образования города – есть необходимое и достаточное условие вековечности столицы России, а именно - Москвы.
Образование Москвы, как духовной столицы Всея Руси, навечно связано с именами двух выдающихся деятелей Земли Русской – великим князем Московским Иоанном I Даниловичем (Калитой) и митрополитом Киевским и Всея Руси свт.Петром, а окончательному формированию Москвы, как полноправной и полноценной столицы российского государства, мы обязаны великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу, его супруге Софье Витовтовне и митрополиту Киевскому и Всея Руси Фотию.
В связи с непреходящей значимостью деяний этих людей во благо Москвы было бы справедливым и необходимым делом воздвигнуть им памятники в центре Москвы, дабы увековечить священную память о них для потомков. А что касается конкретно мест (если нет свободных), то их вполне можно найти путем освобождения земли московской от памятников лицам, ничего не значащим для Москвы, а то и нанесших значительный вред ей.
По мнению Ивана Егоровича Забелина, директора императорского Исторического музея, с которым нельзя не согласиться, главное состоит в том, что «всех потомков князя Юрия I Владимировича Долгорукого, правивших в Москве, отличало необычайно развитое чувство ответственности, истоки которой лежали в изначальном церковно-государственном характере московского домостроительства, направленного на объединение материальных и духовных сил русского народа».
Говорят про некоторые страны, о переводе якобы их столиц из одного города в другой город. Правильнее было бы говорить об изменении статуса главного города, административно-политического центра этих стран, которые по существу не являются истинными столицами государств.
Приходится слышать наших прозападных журналистов и особенно молоденьких, ретивых: «Вы вот все про Москву – вековечную столицу России, а в США взяли, да и перенесли столицу Штатов из Филадельфии в Вашингтон и ничего, страна процветает». Им на это я могу ответить словами бразильского футболиста, чемпиона мира Ривелино. Его как-то в начале 70-х годов спросили, а тогда уже набирал силу уникальный футбольный талант Марадоны: «Как Вы относитесь к тому, что скоро Марадона превзойдет Пеле?» На что Ривелино, сам великий футболист, сказал: «Пусть Марадона забьет 1000 голов, тогда и будем обсуждать эту тему, если она еще останется». Марадона 1000 голов так и не забил. Вот так бы я ответил этим журналистам по поводу сравнения России и США.
Москва, как город и как столица была сотворена исключительно русским народом, всей землей русской: суздальскими, владимирскими, ростовскими, нижегородскими, новгородскими, псковскими, киевскими, черниговскими, калужскими, полоцкими, рязанскими, смоленскими, тверскими людьми – всех не перечислить. Посильное участие в этом деле приняли и представители других народов – ромеи, болгары, сербы, татары, башкиры, мордва. Уже потом, после образования Москвы как столицы молодого развивающегося, но уже великого государства, город рос и развивался усилиями не только русского народа, но и обрусевших немцев, поляков, итальянцев, французов, евреев и других.
На всем протяжении становления и развития Москвы-столицы стержнем этого творения были и есть именно Православная Вера и Духовность, олицетворением которых является Русская Православная Церковь. Именно благодаря органическому сочетанию православного духа и самоотверженного дела Русского народа и состоялось такое всемирно-историческое явление, как вековечная столица Российского государства – Москва.
Поэтому для всех обосновавшихся в России должно быть понятно, что жить им в безопасности и счастливо возможно лишь при том условии, если они будут признавать и уважать приоритет православной веры на территории Российского государства и, тем более, в его сердце – в Москве. Но и не сомневаясь, что и их религия всегда будет в почете и уважаема в России и в Москве!
Со времен преступного развала Советского Союза различные общественно-политические организации, профсоюзы, государственные деятели, творческие союзы, религиозные организации и многие другие усиленно, но безуспешно занимаются поиском так называемой «Национальной Идеи». Россия, в ее нынешнем состоянии, проживающие в ней народы и отдельные граждане действительно очень нуждаются в понятной и близкой им всем «Национальной Идее». А между тем, в России нет другого, более сильного сплачивающего людей и народны фактора, нежели понимание широкой общественностью особой роли Москвы-столицы в единении, укреплении и процветании Отечества, во всенародной любви к ней. Вот поэтому для решения этой идеологической задачи, кроме широких пропагандистских и разъяснительных мероприятий, необходимо установить ежегодный государственный праздник «День России. День Москвы – вековечной столицы России».
Особо важной задачей в работе по возвеличиванию роли Москвы, стоящей перед московской общественностью и властными структурами, является работа по укреплению ее международного авторитета: Москва – столица мира!
Это особое предназначение Москвы и ее ведущую роль в судьбе великой страны – России и в судьбе мирового сообщества необходимо разъяснять и буквально внедрять в сознание людей с детства – с яслей, детских садов и школ
Хочу сообщить собранию, что для помощи властным структурам города в решении этих и других задач, а также во исполнение Резолюции первого аналогичного собрания московской общественности 4 мая прошлого года создана и зарегистрирована Региональная общественная организация ревнителей московского исторического наследия и памяти «Москва – вековечная столица государства». В Организацию уже вступили более 300 человек и не только москвичей. Так, в Правление Организации поступило 32 заявления о вступлении в ее члены из г.Будапешт (Венгрия). Заявители полностью согласны с положениями Устава Организации и будут стараться принимать посильное участие в ее деятельности. Все желающие также могут вступить в Организацию, заполнив соответствующее заявление, бланк которого размещён на сайте Организации.
Сопоставляя демографическую историю Москвы с аналогичной историей других городов нашего Отечества, а также иноземных столичных городов, можно придти к пониманию того, насколько неумолимо могучей и мощной является поступь эволюции человеческих сообществ, неотвратимо сметающей на своем пути все, что мешает ее продвижению, и всех, кто своими неадекватными по невежеству или по злому умыслу действиями пытается ей противостоять.
В частности хочу коснуться темы управления таким мегаполисом как Москва и обозначить путь решения этой проблемы.
С системных позиций мегаполис Москва, включающий в себя собственно город и окружающую его городскую агломерацию, требует создания централизованной структуры управления, власти. Уже сегодня Московская городская агломерация — это, фактически, вся Московская область.
Искусственное разделение объекта управления на две подсистемы — город и городскую агломерацию, управляемые двумя равноправными властными структурами (Правительство города Москва и Правительство Московской области), абсурдно, не соответствует природе вещей и вредно для жизнедеятельности системы в целом и для каждого из проживающих в ней людей. Исходя из этих системных соображений, следует однозначный вывод — город Москву и Московскую область необходимо объединить в один субъект государства (то есть в часть страны, отличающуюся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения) с единым руководством, и тем самым исправить ошибку, совершенную в 1931 году. То же самое можно сказать про город Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также про целый ряд других искусственных территориальных образований на просторах Российской Федерации.
Обоснование этого утверждения изложено еще в 2005 году в книге «Государство нищих богачей», о которой было упомянуто выше и в опубликованной несколько лет назад в прессе и на сайте Организации статье.
В завершение моего доклада хочу особенно отметить и поприветствовать находящихся в этом зале многочисленных представителей подрастающего поколения москвичей: школьников, суворовцев, учащихся колледжей и других средних учебных заведений, а также студентов различных московских ВУЗов. Ведь именно вам предстоит в будущем, желательно конечно еще при нашей, людей гораздо более старшего возраста, жизни реализовать то, о чем мы договариваемся на подобных собраниях.
И, наконец, закончу словами Владимира Владимировича Путина, которые он произнес в качестве Президента Российской Федерации, на торжествах, посвященных 860-летию со дня образования города Москва.
«В древней истории столицы отражена сама судьба нашего Отечества, все его трудности и свершения, его великие победы и тяжелые испытания. Москва подняла знамя всей России и стала столицей.
И сегодня в Москве гармонично уживаются прошлое, настоящее и будущее. Образ Москвы – это образ нашего общего дома. Где бы каждый из нас ни родился, где бы ни вырос, для всех Москва – это слава и гордость России».
Да здравствует Москва – вековечная столица России!
Ура!