ДОКЛАД НА ПЕРВОМ СОБРАНИИ

 московской общественности
 «Золотые ритмы Москвы. Москве – вековечной столице
России – 580 лет»

Уважаемые товарищи!
Дорогие друзья!

Прежде всего хочу приветствовать всех Вас, присутствующих в этом замечательном историческом зале на собрании, посвященном также историческому знаменательному событию – 580-летней годовщине как город Москва навсегда стал столицей России.
Отмечая год за годом дату рождения города Москвы (1147 г.) и особенно его круглые юбилейные даты, в том числе и две последние, которые помнят ныне живущие москвичи – 800-летие и 850-летие, вряд ли кто из жителей не только столицы, но и всей России задумывался над тем, о каком, собственно, празднике идет речь. То ли о городе - Москве, то ли о столице – Москве, поскольку оба эти понятия по отношению к Москве – и город и столица – для них просто стали синонимами.
Город с места не сдвинешь, день рождения города из истории не выкинешь. Во все времена этот день Москва отмечала, как и положено по летописи, в начале апреля. В советские же времена по очевидным идеологическим соображениям, дабы радость этого праздника  не перерастала во всенародное празднование пасхальных дней, власть перенесла его на начало осени.
Поскольку Москва не просто город, а город особенный, столица, то и день рождения ее, а тем более юбилей в сознании российского народа отмечается как юбилей стольного города. Между тем, основание города и становление города-столицы – события различного плана.
Москва, выросшая из укрепленного военного пункта на Боровицком холме, в течение более чем столетнего периода была крохотным городком по сравнению с такими значительными городами средневековой Руси как Чернигов, Полоцк, Владимир, Смоленск, Переяславль (Южный) и Переяславль-Залесский, Суздаль, Новгород, Псков и др. И только в XV веке Москва рождается уже как столица русского государства. Удивительно, что это событие, имеющее чрезвычайно важное историческое и политическое значение для судеб русского народа и других народов России, никаким образом не отмечено.  Мало того, у историков не только нет вразумительного ответа на вопрос: когда же все-таки и почему именно Москва стала столицей нашего Отечества?! Даже и вопросом таким, по-видимому, никто не задавался.
Тысячелетний исторический опыт существования немногих столичных городов мира (всего не более 5-6), в том числе и Москвы, свидетельствует о наличии трех системообразующих факторов, совместное действие которых приводит к образованию столицы государства.
Первый фактор –  пространственно-временной; фактор, определяющий месторасположение и время образования столичного города. Этот фактор в случае последующего формирования столичного города указывает на особые уникальные условия географического месторасположения будущей столицы и особую временнyю дату ее образования, согласующуюся с естественными ритмами живой природы.
Кроме того, случившийся исключительно благоприятный для Москвы пространственно-временно?й фактор определяет этот город как энергетический центр страны.
Второй фактор – религиозный; фактор, определяющий духовную жизнь народа и сосредоточие духовной, нравственной власти в едином пространственно-географическом центре в лице предстоятеля православной церкви - Патриарха.
Третий фактор – государственный; фактор, определяющий политическую жизнь народа и сосредоточие верховной административной власти государства в лице руководителя государства (будь то царь или президент), также как и духовной, в этом же едином пространственно-географическом центре.
«Столица» государства, в глубинном значении данного понятия, особенно для России, может состояться лишь в том случае, когда эти три фактора проявляются совместно, по времени и по месту. Если это условие не реализуется, то город как столица сформироваться не может. Все так называемые столицы государств мира (за исключением Москвы) являются по существу главными городами, то есть административными центрами этих государств; в них сосредоточена лишь государственно-политическая власть того или иного народа, тогда как духовная власть сконцентрирована или в ином городе данного государства, или даже за его пределами.
Так, например, не смог стать истинной столицей России город Санкт-Петербург. Потому как два фактора – религиозный и государственный – были разобщены. Все российские монархи, в том числе и Петр I Великий, основатель Санкт-Петербурга, проходили обряд восшествия на престол в Москве, причем с благословения Патриарха. Именно в Москве, со времен митрополита всея Руси свт.Петра и великого князя Ивана I Даниловича Доброго (Калиты)  сосредоточилась и по сей день сосредотачивается духовная жизнь русского народа и высшая нравственная власть православия в лице Патриарха. Знаменателен и другой, не ускользнувший от внимания историков, факт: в последней четверти XVIII века, когда «столицей» давно уже числился Санкт-Петербург, на территории Московского Кремля по проекту Михаила Федоровича Казакова «возводится здание Сената, как утверждение преемственности и традиционности государственной власти». В XIX веке, лет через 70-80 после возведения Сената, Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» отмечает: «В народе нашем есть предсказанье, что престольная столица будет снова перенесена в Москву». Предсказание народа, его политическое чутье, вырабатываемое веками по естественному пониманию природы вещей («глас божий»), обозначает, что Москва никогда не отпускала и не отпустит от себя властные государственные функции. К тому же, вне всякого сомнения, и географическая широта размещения Санкт-Петербурга, как и время основания его не соответствовали его столичному назначению.
В связи с этим небезынтересно замечание Иогана Вольфганга Гете (1749-1832) – выдающегося немецкого мыслителя, поэта, естествоиспытателя, сделанное им по поводу выбора местоположения новой российской «столицы». Вот выдержка из дневниковых записей его секретаря Эккермана.
«Воскресенье, 12 апреля 1829 г.
… Гете рассказал мне о труде Сегюра, посвященном Петру Великому. Этот труд его заинтересовал и многое ему разъяснил.
- Местоположение Петербурга, - сказал он, - непростительная ошибка, тем паче, что рядом имеется небольшая возвышенность, так что император мог бы уберечь город от любых наводнений, если бы построил его немного выше, а в низине оставил бы только гавань. Один старый моряк предостерегал его, наперед ему говорил, что население через каждые семьдесят лет будет гибнуть в разлившихся водах реки. Росло там и старое дерево, на котором оставляла явственные отметины высокая вода.
Но все тщетно, император стоял на своем, а дерево повелел срубить, дабы оно не свидетельствовало против него. Согласитесь, что в подобных поступках личности столь грандиозной есть нечто непонятное. И знаете, чем я это объясняю? Ни одному человеку не дано отделаться от впечатлений юности, и, увы, даже дурное, из того, что стало ему привычным в эти счастливые годы, остается до такой степени любезным его сердцу, что, ослепленный воспоминаниями, он не видит темных сторон прошлого. Так и Петр Великий, желая повторить любимый Амстердам своей юности, построил столицу в устье Невы».

Только сочетание и совместное проявление трех указанных факторов рождает столицу. Это условие необходимое, но недостаточное, если иметь в виду дальнейшую жизнь и судьбу столичного города. Не просто сочетание, а именно гармоничное сочетание и взаимодействие пространственно-временного, религиозно-нравственного и политическо-государственно-административного факторов бытия определяет вековечность жизни столицы.
Столица – это город, в котором сосредоточена и гармонично совместно действует духовно-религиозная и государственно-политическая Верховная власть народа. В современной России Верховная власть в ее государственно-политическом аспекте представлена Президентом, а в духовно-религиозном аспекте – Патриархом Русской Православной Церкви.
Кстати говоря, по моему мнению, в России президент страны (если пока не говорить о восстановлении монархии в России)  должен работать на этой должности, при условии, если ему позволяет здоровье и при его личном желании, пожизненно, без наследственной передачи власти. Это обеспечит ему душевное спокойствие и создаст необходимые  условия для гармоничной работы всех ветвей власти. Пример: такое пожизненное обладание верховной властью в религиозных структурах не вызывает не только возражений, но даже и сомнений на протяжении тысячелетий. Но это просто ремарка, а не тема для сегодняшних обсуждений.


Рождение Москвы как столичного города России произошло почти мгновенно, если рассматривать это событие во временны?х  масштабах  существования  человечества.  По  меркам  же  исторического времени – в течение 279 лет.
В становлении и формировании Москвы как столичного города России есть три исторические вехи, зафиксированные следующими календарными датами: 1147, 1325 и 1426 гг.
– Первая дата – 1147 – год основания города Москвы князем Юрием I Владимировичем (Долгоруким);
– вторая дата – 1325 год –  перевод митрополитом Киевским и Всея Руси свт.Петром митрополичьей кафедры из г.Владимира в г.Москву во время правления великого князя Московского Иоанна I Даниловича (Калиты). Москва 1325 года уже не только главный город великого княжества Московского, но и церковная, духовная столица России, к которой стала тянуться вся Русская земля. Сюда к митрополиту начинают стекаться по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. С 1325 года Москва становится центром «собирания» не только земель, принадлежащих когда-то князьям Владимирским, но и всех Русских земель.
В прошлом 2005 году мы пропустили всенародный праздник-юбилей: исполнилось 680 лет, как город Москва стал духовным центром православного государства Россия.
 И, наконец, третья дата –  1426 год – перевод решением великой княгини Софьи Вито?втовны  и митрополита Фотия  правительственного аппарата Владимирского княжества из стольного города Владимира в Москву (очевидно, что это было сделано во исполнение воли великого князя Василия I Дмитриевича, мужа Софьи Вито?втовны, незадолго до этого скончавшегося и  не успевшего осуществить свое намерение). С этого исторического момента и начинается слияние государственных структур и территорий Владимирского и Московского великих княжеств, чем и завершается формирование Москвы, как вековечной столицы Российского государства.
Следует особо подчеркнуть, что дата становления столицы нашего отечества – 1426 год - является и датой образования великого государства Россия.
И в этом 2006 году мы должны были бы всенародно отмечать 580-летний юбилей Москвы – вековечной столицы Российского государства, а также юбилей и всей России («День России»).
И если первая дата 1147 год – год основания города – прочно отложилась в памяти и сознании народа, как исторически состоявшийся факт, давно и широко отмечается ежегодно отмечается москвичами как праздник «День города», то две другие, не менее значимые для России даты, если и упоминаются в некоторых энциклопедических справочниках, то как бы мимоходом, без глубинного осмысления значимости этих дат.
Как и в предыдущие 580 лет, так и в наше время, да и в обозримом грядущем Москва – единственный на планете город, имеющий статус истинной столицы. В силу этого она требует к себе иного отношения, чем какой-либо другой мегаполис мира, даже если последний является главным городом какого-то государства.
Не для того на протяжении столетий князья и цари-собиратели русских земель, основатели и строители города Москвы, в том числе и священнослужители,  преобразователи этого города в столицу величайшего государства планеты отдавали жизни свои и своих сыновей-княжичей, чтобы по прихоти залетных провинциалов-начальников был разрушен вековечный символ Российского государства – Москва. Тем самым уничтожается само понятие столица России. А это означает, что будет положено начало быстрому уничтожению самой России, как великой, божьей матерью избранной, страны. Так, кстати говоря, уже было сделано, и почему-то пока безнаказанно, с Советским Союзом.
В России неотвратимо действует природный исторически подтвержденный закон: территориальное рассредоточение в масштабах страны системообразующих управительных структур верховной власти – это начало разрушения самой верховной власти, а значит и государства.
Однако, хотя и изредка, но появляются какие-то неуемные в своих тщеславных амбициях деятели, которым хочется натворить что-то грандиозное, исторически значимое и непременно энциклопедическое. Такое бывало во все времена. Но одно дело, когда грядущее событие диктуется жесткой политический необходимостью, такой, например, как перенос резиденции царя из Москвы в Санкт-Петербург (1713 г.), и другое дело – разрушение православных соборов, например, Храма Христа Спасителя (1934 г.), построенного на народные деньги в честь воинов России, павших на полях сражений в первую Отечественную войну 1812 года. Во время Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) И.В.Сталин, не меньший самодержец и властелин страны, чем Петр I, также назначил решением Госкомитета обороны от 15 октября 1941 г. «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы» временной, запасной столицей страны г. Куйбышев. И если бы не гигантские сверхчеловеческие усилия Советской армии и всего российского народа по защите Москвы – столицы России, –  это решение И.В.Сталина было бы, вне всякого сомнения, осуществлено, и не известно на какой по длительности срок. Так что же, следуя недальновидным амбициям нынешних обличенных временной властью руководящих деятелей, а также их ретивых выдвиженцев, в случае, если когда-нибудь вдруг к власти в России придут выходцы из г.Самары (г.Куйбышев), в этот город надо будет переносить столичные функции или хотя бы их часть?! А что касается нынешней возни определенных сил вокруг переноса части столичных функций из Москвы в Санкт-Петербург, то вполне очевидно, что за этим стоит стремление перевести в город на Неве финансовые потоки.
Санкт-Петербург так и не стал сосредоточием Земли Русской, хотя и прозвался «северной столицей». А это значит, что у государства было как бы две столицы: одна – Москва, а другая – просто «северная». Душа и сердце России – Москва – в одном месте, а мозг и руки ее – в другом – в Санкт-Петербурге. Через двести с лишним лет такое раздвоение аукнулось крамолой, февральской революцией, гражданской войной, там же прекратила свое существование и династия царей Романовых. «Северная столица» исчерпала свое врeменное столичное назначение, а город выжил, пройдя через немыслимые бедствия. И во времена Александра Сергеевича Пушкина, и в наше время – это все-таки «Петра творенье», величайший город, форпост северо-западных земель русских.
Очевидно, что долговечность существования города-столицы определяется не только уровнем взаимодействия двух системных составляющих Верховной власти, но и пространственно-временным фактором образования его. Для Москвы этот фактор оказался наиболее благоприятным: географически местоположение Москвы определяется узлом-пересечением золоточисленной параллели и меридиана, в котором проявляется мощнейшее энергетическое взаимодействие Земли и Космоса, а само время образования Москвы практически совпадает с пиком 912-летней солнечной активности. Гармония взаимодействия духовно-религиозной и государственно-политической составляющих Верховной власти народа с учетом благоприятного объективного действующего пространственно-временного фактора образования города – есть необходимое и достаточное условие вековечности столицы России, а именно - Москвы.
Образование Москвы, как духовной столицы Всея Руси, навечно связано с именами двух выдающихся деятелей Земли Русской – великим князем Московским Иоанном I Даниловичем (Калитой) и митрополитом Киевским и Всея Руси свт.Петром,
а окончательному формированию Москвы, как полноправной и полноценной столицы российского государства, мы обязаны великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу, его супруге Софье Витовтовне и митрополиту Киевскому и Всея Руси Фотию.
В связи с непреходящей значимостью деяний этих людей во благо Москвы было бы справедливым и необходимым  делом воздвигнуть им памятники в центре Москвы, дабы увековечить священную память о них для потомков. А что касается конкретно мест (если нет свободных), то их вполне можно найти путем освобождения земли московской от памятников лицам, ничего не значащим для Москвы, а то и нанесших значительный вред ей. Например, памятник Фридриху Энгельсу, который еще задолго до Гитлера призывал к уничтожению славянских народов («Панславянские тетради»), а значит и к уничтожению Российского государства. Причем стоит лицом к Храму Христа Спасителя, который всего в 150 метрах от него и задом – к царским палатам (в 50 метрах). Это место на московской земле как нельзя лучше подходит для сооружения здесь памятника великим деятелям, жившим и трудившимся во благо Москвы, России!

По мнению Ивана Егоровича Забелина, с которым нельзя не согласиться, главное состоит в том, что «всех потомков князя Юрия I Владимировича Долгорукого, правивших в Москве, отличало необычайно развитое чувство ответственности, истоки которой лежали в изначальном церковно-государственном характере московского домостроительства, направленного на объединение материальных и духовных сил русского народа».
Говорят про некоторые страны, о переводе якобы их столиц из одного города в другой город. Правильнее было бы говорить об изменении статуса главного города, административно-политического центра этих стран, которые по существу не являются истинными столицами государств.
Приходится слышать наших прозападных журналистов и особенно молоденьких, ретивых: «Вы вот все про Москву – вековечную столицу России, а в США взяли, да и перенесли столицу Штатов из Филадельфии в Вашингтон и ничего, страна процветает». Им на это я могу ответить словами бразильского футболиста, чемпиона мира Ривелино. Его как-то в начале 70-х годов спросили, а тогда уже набирал силу уникальный футбольный талант Марадоны: «Как Вы относитесь к тому, что скоро Марадона превзойдет Пеле?» На что Ривелино, сам великий футболист, сказал: «Пусть Марадона забьет 1000 голов, тогда и будем обсуждать эту тему, если она еще останется». Марадона 1000 голов так и не забил. Вот так бы я ответил этим журналистам по поводу сравнения России и США.
Преобразования в России за последние 15-20 лет во многом осуществлялись и осуществляются в соответствии с настоятельными рекомендациями признанных на Западе «экспертов-профессионалов», причем за большие гонорары из государственного бюджета. Эти иностранные специалисты и те, кто их приглашал, поучают нас как нам жить, не осознавая и не чувствуя всей огромности и многовековости России.
Сегодня, как и во все времена актуальна мысль, высказанная русским философом, языковедом, одним из выдающихся представителей древнейшего русского рода князем Николаем Сергеевичем Трубецким: «Мы русские, должны, прежде всего, отказаться от европейских форм политического мышления, перестать поклоняться идолу, (форме правления) к тому же чужому. Перестать верить в возможность идеального законодательства, механически и автоматически гарантирующего всеобщее благополучие, словом должны оставить взгляд на человеческое общество, как бездушный механизм, взгляд, на котором основаны все современные социально-политические идеологии. Не в совершенном законодательстве, а в духе, создающем и укрепляющем государство, через быт и устойчивую идеологию, следует искать грядущий идеал… Задача современной России не в законотворчестве, обеспечивающем юридическую спекуляцию и обман народа, а в делах, создающих устойчивую духовную базу и ее экономическое воплощение».
Опыт управления такой громадной страной, ее населением, богатством накоплен исключительно нашим народом, и поэтому жить, творить и действовать мы должны только по своему разумению. А Москва в первую очередь несет в себе этот опыт.

Москва, как город и как столица была сотворена исключительно русским народом, всей землей русской: суздальскими, владимирскими, ростовскими, нижегородскими, новгородскими, псковскими, киевскими, черниговскими, калужскими, полоцкими, рязанскими, смоленскими, тверскими людьми – всех не перечислить. Посильное участие в этом деле приняли и представители других народов – ромеи, болгары, сербы, татары, башкиры, мордва. Уже потом, после образования Москвы как столицы молодого развивающегося, но уже великого государства, город рос и развивался усилиями не только русского народа, но и обрусевших немцев, поляков, итальянцев, французов, евреев и других.
На всем протяжении становления и развития Москвы-столицы стержнем этого творения были и есть именно Православная Вера и Духовность, олицетворением которых является Русская Православная Церковь. Именно благодаря органическому сочетанию православного духа и самоотверженного дела Русского народа и состоялось такое всемирно-историческое явление, как вековечная столица Российского государства – Москва.
Поэтому для всех обосновавшихся в России должно быть уже если не очевидно, то понятно, что жить им в безопасности и счастливо возможно лишь при том условии, если они будут признавать и уважать приоритет православной веры на территории Российского государства и, тем более, в его сердце – в Москве.




Государство созидается, строится веками, территориально выходит к естественным рубежам своего становления и закрепляется на них. Главный город государства – в России – это столица – является, по  выражению  Николая Яковлевича Данилевского, его  жизненным  узлом.  «…Наша Москва, несмотря на то, что была развенчана Петром, все-таки остается, - и по жизненному значению своему, и по понятию, которое соединяет с нею народ, и по своей исторической и экономической роли, - истинною столицей русского государства, его жизненным узлом».
Со времен распада Советского Союза различные общественно-политические организации, профсоюзы, государственные деятели, творческие союзы, религиозные организации и многие другие усиленно, но безуспешно занимаются поиском так называемой «Национальной Идеи». Россия, в ее нынешнем состоянии, проживающие в ней народы и отдельные граждане действительно очень нуждаются в понятной и близкой им всем «Национальной Идее». А между тем, в России нет другого, более сильного сплачивающего людей и народны фактора, нежели ежегодное всенародное чествование Москвы-столицы, понимание широкой общественностью ее особой роли в единении, укреплении и процветании Отечества.
Это особое предназначение Москвы и ее особую роль в судьбе великой страны – России необходимо разъяснять и буквально внедрять в сознание людей с детства – с яслей, детских садов и школ. Для проведения этой кропотливой работы с людьми, причем не только с жителями Москвы, но всей страны, нужно иметь соответствующие методические разработки, интересную доступную литературу. Создавать соответствующие телевизионные и радиопрограммы, фильмы, подключить к этой работе великих наших соотечественников (и не только москвичей), творческие союзы, прессу и т.п. Власти, да и вся страна «прозевали» юбилей Москвы-столицы.
Сопоставляя демографическую историю Москвы с аналогичной историей других городов нашего Отечества, а также иноземных столичных городов, можно придти к пониманию того, насколько неумолимо могучей и мощной является поступь эволюции человеческих сообществ, неотвратимо сметающей на своем пути все, что мешает ее продвижению, и всех, кто своими неадекватными по невежеству или по злому умыслу действиями пытается ей противостоять.
С системных позиций мегаполис Москва, включающий в себя собственно город и окружающую его городскую агломерацию, требу­ет создания централизованной структуры управления, власти. Уже сегодня Московская городская агломерация — это, фактически, вся Московская область. Искусственное разделение объекта управления на две подсистемы — город и городскую агломерацию, управляемые дву­мя равноправными властными структурами (Правительство города Москва и Правительство Московской области), абсурдно, не соответствует при­роде вещей и вредно для жизнедеятельности системы в целом и для каждого из проживающих в ней людей. Исходя из этих системных соображений, следует однозначный вывод — город Москву и Московскую область необходимо объединить в одну область (то есть в часть страны, отличающуюся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения) с единым руководством.

Закончу словами Ивана Егоровича Забелина:
«Такие всемирно-исторические города как Москва зарождаются на своем месте…. Силою причин и обстоятельств более высшего или более глубокого порядка, для очевидности всегда сокрытого в темной, мало еще разгаданной дали исторических народных связей и отношений, которые вынуждают и самих князей-строителей ставить именно здесь, на известном месте тот или иной город».


Да здравствует Москва – вековечная столица России!

Да здравствует ее 580-летний юбилей!

Ура!


Руководитель
Независимой экономико-аналитической
  группы «Содружество»   
И.Артанов