к протоколу собранияВсякая революция несет за собой разрушения. Ни одна революция не ставила перед собой задач созидания. И революция, которую мы сейчас переживаем, хотя ее и называют бархатной бескровной, немало принесла крови.
Первое, с чего начали наши революционеры, как и всякие их предшественники, это активное искоренение памяти у граждан российского государства. А если у человека отнимают память, то он и созидать не может. Раньше была популярна узаконенная теория, что вообще культура русская «настоящей» становится лишь с петровских времен. Я никогда не верил этим посылкам, ибо на ровном месте в XIX веке вдруг не могло родиться сразу столько гениев: Пушкин, Достоевский, Мусоргский, Чайковский, великолепные художники Брюллов, Александр Иванов. Искусственно забываются славные периоды нашего государства с VII по XV век. Пять лет назад Валентин Михайлович Фалин, очень известный политический деятель, международник, профессор, посол многолетний в Германии, выпустил потрясающую книгу «Второй фронт». Это лучшее исследование о Второй мировой войне, о том, кто и как участвовал в этой войне. Кто-нибудь сказал что-нибудь об этой книге? Нет! Отмечали 60-летие Великой Победы, и «Московский комсомолец» три номера предоставил, как я его называю полу-мэру Москвы, Гавриилу Попову, где он цинично оболгал нашу армию, заявив, что наши солдаты насильники, а люди моей профессии – о наших первоклассных реставраторах, о художнике Павле Корине, Степане Чуракове, которые спасли Дрезденскую галерею – мародеры. Шедевры были помещены в штольню, вода текла на эти ящики, и Гитлер приказал, если Берлин будет сдан, – затопить. Глуповатый Попов пишет, что если они хотели сохранить Дрезденскую галерею, картины надо было на месте реставрировать. Я представил человека его комплекции в этих штольнях, реставрирующего живопись. Книгу Фалина замолчали, подсчитывая бесцеремонно на телепередачах Познера, сколько погибло людей, кто выиграл войну: американская тушенка или американский студебекер, солдаты Второго фронта, заявляя, что русские никакие не победители. Почитали бы они книгу ушедшего из жизни Вадима Кожинова «Правда против кривды». Это как раз история русского государства от VII до XV века. Я вам всем советую купить и прочесть эту книгу. Она составлена строго научно и там четко сказано, откуда Русь «пошла есть». Литература XI-XIV веков была совершенна: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» предшествовали последующему ренессансу. Нас же все время заставляют забыть, что такое хазарский каганат. Нас заставляют забыть, чем были генуезские поселения на юге России и что эти генуезцы-католики сделали, чтобы Россия не вставала на ноги. В Куликовской битве на стороне Мамая основными воинами были как раз эти самые генуезцы.
У наших западных «друзей» опыт борьбы с Россией полутора-тысячелетний. И когда Игорь Иванович поставил вопрос о Москве-столице, мне особенно легла на душу дата – 1325 год. Потому что становление Москвы как государственно-административного органа началось с этой даты. В нашем православном государстве митрополичья кафедра и кафедра патриаршья значили очень и очень много. Если бы я, скажем, жил в XV-XVI веках, то, конечно же, был бы сторонником свободы Новгорода, Пскова. Я по натуре свободный человек. Тем более, что я всю жизнь работаю в этих городах и знаю, какого расцвета они достигли. Кстати говоря, нам насильно навязана мысль о том, что Петр I прорубил окно в Европу. Мой старший друг Валентин Лаврентьевич Янин, известный археолог, который копает Новгород в течение 50 лет и лучше других знает нашу историю. Он сказал однажды: «Савелка, дорогой, какое окно в Европу! Начиная с XI века двери в Европу и из Европы к нам были открыты настежь. Ты себе представь тогдашние набережные Волхова или реки Великой. Там швартовались корабли со всего мира». Разве что Петр I заставил костюмы модные носить. Ну, ж простите, пожалуйста, кто любит арбуз, кто – свиной хрящик. Я считаю, что русские с бородами совсем неплохо выглядели. Вспомните викингов. Они тоже были бородатыми.
Так вот я был бы тогда за свободу новгородцев и псковичан. Но сейчас, если подобно Льву Николаевичу Гумилеву рассматривать историю с высоты птичьего полета, то собирательная политика Москвы была очень продуманной и целесообразной. Ошибки были со стороны Ивана Васильевича Грозного. Он человек в высшей мере субъективный. Иначе и не был бы он таким мощным. Но позиция централизации была очень важна для России.
Мы отпраздновали 850-летие Москвы. А археологи недавно сделали открытие, доказывающие, что столица наша гораздо древнее. А вот даты 1325 год и 1426 год очень конкретны.
Судьба нашей столицы зависит, прежде всего, от людей.
Мы с Игорем Ивановичем обязаны тем, что мы сейчас живем и мыслим так, чтобы нашему государству было хорошо, обязаны человеку, который для Москвы сделал очень много. Это Сергей Александрович Купреев. Вот мы сидим здесь в Политехническом музее, на «земле» Сергея Александровича Купреева, бывшего первого секретаря Бауманского райкома КПСС. И книга Игоря Ивановича посвящена ему. Он очень рано, к сожалению, ушел из жизни, стал одной из первых жертв ельцинского режима и жертвой трагической.
Благодать, которая осталась и осталась нам от Сергея Александровича Купреева, помогает жить и работать. Думаю, что вот эта идея и то, чего группа под руководством Игоря Ивановича смогла достигнуть и обобщить – своего рода камешек, который ляжет в дорогу, по которой, если не нам, но детям и внукам нашим еще предстоит по этой земле идти.
И за это, Игорь Иванович, Вам большое спасибо.